Грузовые перевозки — один из важнейших индикаторов состояния экономики. Впервые за долгие годы в России их объем начал системно снижаться.
На море
В январе этого года спад перевалки грузов в морских портах составил 2% к уровню прошлого года, в феврале — 10%, что даже с учетом «лишнего» дня в феврале прошлого високосного года не объясняет отрицательной динамики, а в марте и апреле темпы спада «стабилизировались» на уровне 5% (5,4% и 4,7% соответственно). Всего по итогам января—апреля в морских портах было перевалено 280,7 млн тонн, что на 5,4% меньше, чем в 2024 году. В том числе на 4,7% сократилась перевалка наливных грузов — до 147 млн тонн, оборот навалочных и генеральных грузов — на 6%, до 134 млн тонн. При этом перевалка импортных и транзитных грузов еще продолжает расти (на 2,4% и 3,9% соответственно), тогда как в экспорте наблюдается тревожная тенденция к снижению на 5,4% год к году.
На ж/д
Железнодорожный транспорт перешел на снижение объемов перевозок еще в октябре 2023 года. По итогам 2024 года погрузка на железную дорогу сократилась более чем на 4%, до 1,18 млрд тонн, а к апрелю 2025 года спад усилился вдвое, достигнув 8,6% по сравнению с и так невысокими прошлогодними показателями. По данным РЖД, за январь—апрель наиболее сильно (на 21,1%) снизилась погрузка строительных грузов, промышленного сырья (на 18,8%), черных металлов и металлолома (на 14,4% и 27,5% соответственно), зерна (на 32,4%) и даже угля, который обеспечивает более половины погрузки РЖД (на 3,1%).
В контейнерах
Этой весной на снижение пошли даже контейнерные перевозки, которым удавалось сохранять приличные темпы роста весь прошлый год. Еще в январе 2025 года перевозки контейнеров по железной дороге в последний раз продемонстрировали десятипроцентное увеличение к аналогичному прошлогоднему показателю, составив близкие к рекордным декабрьским 682,3 тыс. TEU. Но в феврале спад перевозок контейнеров составил 3%, в марте усилился до 4%, а в апреле железная дорога перевезла всего 616 тыс. TEU, что оказалось на 3% ниже показателя апреля прошлого года, который был для контейнерных операторов одним из худших месяцев за весь 2024 год.
Участники рынка отмечают, что значительная доля потерь на контейнерном рынке произошла за счет двукратного снижения импорта грузов, прежде всего из Китая, а в разрезе номенклатур в наибольшей степени пострадали перевозки китайских автомобилей, которые в прошлом году были главным драйвером роста рынка.
На авто
Снижение объемов перевозок ощущается и на рынке автотранспортной логистики. По данным Росстата, в первом квартале 2025 года в России зафиксировано снижение объемов перевозок на 0,8% к аналогичному периоду прошлого года, до 1,514 млрд тонн. И если в январе этот показатель еще был в плюсе, а незначительное снижение в феврале можно объяснить сравнением с длинным февралем прошлого високосного года, то снижение в марте на 3,2% уже явно свидетельствует об объективном спаде объемов грузоперевозок автотранспортом.
Снижение объемов перевозок всеми видами транспорта свидетельствует о тревожных тенденциях в экономике России.
Пишем о контейнерных перевозках в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/7737631