Аналитический обзор транспортной отрасли России. Апрель 2022 г.
Продолжение
В 2022 году ожидаются следующие основные тренды, касающиеся экспортных и импортных потоков (в сравнении с 2021 годом).
Экспорт
Так, предполагается, что больше всего сократятся экспортные транспортные потоки по машинам и оборудованию в страны ЕС и США. В те страны, которые вводят ограничения, экспортные потоки уменьшатся в 2,5-3 раза больше, чем в иные страны.
Экспортные транспортные потоки по сырью сейчас находятся в сильной зависимости от возможных сценариев эмбарго и контрсанкций. Особенно это утверждение относится к минеральным удобрениям, редкоземельным металлам, зерну. При этом ситуация все время меняется. Ожидается несущественное сокращение экспортных газовых транспортных потоков, умеренное сокращение экспортных транспортных потоков по нефти и нефтепродуктам. Насколько сократится транспортировка других сырьевых товаров, зависит от степени ограничений и контрмер. Введение требований к странам ЕС по расчету за газ и нефть в рублях может оказать серьезное влияние на ситуацию, вплоть до полного прекращения поставок в течение некоторого периода времени (негативный сценарий).
Импорт
Что касается импортных транспортных потоков, то предполагается значительное сокращение транспортных услуг по ввозу инвестиционных товаров (машин и оборудования) из стран ЕС и США. Импорт инвестиционных товаров из прочих стран сократиться в пределах 20%. Транспортные потоки по потребительским товарам из стран ЕС и США могут уменьшиться существенно, однако ожидается одновременное увеличение импорта из других государств в пределах 20-25%.
Перевозки
Перевозки водным и воздушным транспортом пострадают больше всего. Их логистика даже частично не восстановится в ближайшие 3 месяца. Воздушные перевозки наиболее уязвимы на фоне западных ограничений. Пассажирские авиационные перевозки могут упасть на 20%–25% из-за счет значительного сокращения международных перелетов.
Относительно железнодорожных перевозок стоит сказать следующее. При усилении взаимодействия по линии Россия–Иран и Россия–Азербайджан и восстановлении железнодорожных перевозок с Турцией до станции Карс через территорию Армении этот участок железнодорожных путей получит хорошую нагрузку. В результате РЖД фактически займет монопольное положение в этом регионе. Это позволит значительно компенсировать выпадающие доходы транспортной отрасли, вызванные текущим шоком.
Прогнозы
В 2022 году транспортная отрасль может потерять от 25% до 40% объемов. Торговые ограничения, вводимые против России, требуют от нее вынужденной масштабной структурной перестройки.
При благоприятном сценарии развития событий в конце 2022 года – начале 2023 после шока завершится период стабилизации отрасли. Потом внешние связи начнут восстанавливаться. В 2025 году объемы перевозок в годовом выражении могут вновь вернуться к уровню 2021 года.
Даже если предположить продолжительное закрытие отдельных направлений, главным образом, в сторону США и Западной Европы, новые транзитные и экспортные маршруты в страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки имеют все шансы на существование. Такие маршруты в перспективе буду способствовать устойчивости и экономической эффективности работы транспортной отрасли, что в свою очередь окажет положительное влияние на экономику страны в целом.
До 100% российского экспорта по большинству товарных позиций может быть абсорбировано емкими азиатскими рынками. На выстраивание логистики поставок потребуется до двух лет. Особенно это касается железнодорожных перевозок и транспортировки природного газа и нефтепродуктов. Вместе с тем могут быть использованы нетрадиционные маршруты поставок – маршрут Каспий–Иран–Бендер-Аббас – благодаря сложившейся и перспективной конъюнктуре цен. Существенно расширен Восточный полигон. Задействована инфраструктура порта Раджин (КНДР). Запущена навигация по Амуру до Николаевска-на-Амуре. Построена железная дорога от Эльги до Охотского моря. Расширен СМП.
Роль государства
Государство в первую очередь способно поддержать транспортную отрасль. Объемы его помощи все время увеличиваются.
Рабочая версия проекта плана Правительства РФ по поддержке российской экономики в условиях санкций предусматривает выделение из федерального бюджета более 1 трлн рублей. Большая часть дополнительных расходов предназначена на стимулирование занятости (496 млрд рублей), транспортной (275 млрд рублей) и строительной (100 млрд рублей) отраслей.
По данным на март 2022 года, Правительство направит 250 млрд рублей на докапитализацию РЖД для поддержки реализации инвестиционной программы и цифровизации. Еще 25 млрд рублей пойдет на помощь авиакомпаниям, включая субсидирование кредитования, лизинговых платежей и текущей деятельности.
Источник:
https://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/NRA_Research_cargo_transport1.pdf