И снова не самые лучшие новости для бизнеса. Правительство предлагает сократить порог по доходу, до достижения которого индивидуальные предприниматели могут применять патентную систему налогообложения, с 60 млн до 10 млн рублей. Из перечня видов деятельности, совместимых с этим налоговым режимом, предлагается исключить автотранспортные услуги по перевозке грузов, а также розничную торговлю через стационарные торговые объекты (далее сосредоточимся на актуальных для нас грузоперевозках). Такие изменения содержатся в законопроекте о внесении поправок в Налоговый кодекс, внесенном правительством в Госдуму 29 сентября.
По данным ФНС, в середине 2025 года в автомобильных грузоперевозках были заняты более 277 тыс. индивидуальных предпринимателей. Исходя из этого, более половины из тех, которые сейчас применяют ПСН, будут вынуждены перейти с нее на другие доступные системы налогообложения.
Из финансово-экономического обоснования законопроекта следует, что в 2026 году за счет снижения порога доходов, до которого предприниматели могут применять ПСН, федеральный бюджет дополнительно получит 1,27 млрд рублей, в следующие два года – 3 млрд и 3,3 млрд рублей соответственно. Речь идет о поступлениях НДС, которые будут платить «патентные» ИП, которые перейдут на упрощенную систему налогообложения, - в связи с тем, что одновременно правительство предложило снизить порог по доходу, до достижения которого «упрощенщики» освобождаются от уплаты НДС до тех же 10 млн рублей. За первое полугодие 2025 г. объем налогов, уплаченных предпринимателями на ПСН, составил 49 млрд рублей – против 1 трлн, который перечислил в бюджетную систему бизнес на упрощенной системе.
Чем объясняют предлагаемые изменения?
В пояснительной записке к законопроекту говорится о целях развития микробизнеса и обеспечении конкурентных условий с бизнес-сообществом, достигшим среднего уровня по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, а также про обеление рынка и сокращение налоговых потерь.
На самом деле вполне понятно, что власти убирают из патента такие виды деятельности, в которых сосредоточены самые большие обороты.
Какие могут быть последствия?
В сегменте грузоперевозок можно ожидать некоторого снижения количества предпринимателей, незначительный рост цен и снижение предложения.
Что касается самих компаний, занятых в сфере перевозок грузов, то для них неминуемы административные издержки. Переход на УСН скорее всего потребует организации полноценной системы бухгалтерского учета, что значит рост расходов на бухгалтеров или аутсорсинг, внедрение новых систем кассового и складского софта. Административная нагрузка увеличится кратно: от «минимальной» при патенте до полноценного бухгалтерского и налогового учета.
При этом у ИП фактически не остается возможности пересмотреть или скорректировать направление своей деятельности, чтобы остаться на ПСН в 2026 году, так как рассматриваемые изменения вступят в силу с 1 января 2026 года.
Следим за сокращением налоговых льгот для бизнеса в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источник:
