Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала данные по глобальному рынку грузовых авиаперевозок за апрель 2023 года. Они свидетельствуют о продолжающемся, но более медленном снижении по сравнению с динамикой спроса в предыдущем году.
Мировой спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (КТК), упал на 6,6% по сравнению с апрелем 2022 года (-7,0% для международных операций). Это снижение было улучшением по сравнению с предыдущим месяцем (-7,6%).
Пропускная способность (измеряемая в доступных грузовых тонно-километрах, ACTK) выросла на 13,4% по сравнению с апрелем 2022 года. Она также выросла на 3,2% по сравнению с апрелем 2019 года. Это значит, что впервые за три года пропускная способность превзошла уровни до COVID. Сильный рост в первую очередь обусловлен увеличением пассажирских перевозок, поскольку спрос в пассажирском бизнесе восстанавливается. С учетом этого вместимость грузовых судов снизилась на 2,3%.
К основным факторам, влияющим на спрос, относятся следующие.
Глобальный компонент новых экспортных заказов Индекса деловой активности в производственной сфере (PMI), ведущего индикатора спроса на грузовые перевозки, улучшился в апреле. Уровень PMI Китая превысил критическую отметку в 50, что указывает на рост спроса на промышленные товары со стороны крупнейшей в мире экспортной экономики.
Мировая торговля товарами увеличилась на 0,2% в марте, что стало первым приростом с ноября 2022 года.
Рост потребительских цен и цен производителей замедлился. Апрельский индекс потребительских цен (CPI) зафиксирован на уровне 5,0% в США, 0,3% в Китае и 3,5% в Японии. В то время как в Европе (исключая Великобританию) показатель был выше (8,1%), но при этом значительно ниже своего пика в 11,5% в октябре 2022 года.
Уилли Уолш, генеральный директор IATA, сказал: «Индустрия грузовых авиаперевозок приспосабливается к последствиям восстановления спроса на пассажирские перевозки, что влечет за собой увеличение пропускной способности. В апреле грузовые перевозки сократились на 2,3%. Уменьшение инфляции, безусловно, является положительным моментом. Но степень и скорость, с которой это может привести к более мягкой денежно-кредитной политике, которая могла бы стимулировать спрос, неясны. Устойчивость, которую отрасль грузовых авиаперевозок обрела во время кризиса COVID-19, имеет большое значение в последующем».
Объемы грузовых авиаперевозок авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского региона в апреле 2023 года снизились на 0,4% по сравнению с тем же месяцем 2022 года. Это значительно улучшило показатели по сравнению с мартом (-6,8%). Доступная пропускная способность в регионе увеличилась на 41,2% по сравнению с апрелем 2022 года, поскольку все больше и больше пропускной способности загружается из пассажирской части бизнеса.
Североамериканские перевозчики продемонстрировали самые слабые показатели из всех регионов: объемы грузов снизились на 13,1% в апреле 2023 года по сравнению с тем же месяцем 2022 года. Это падение по сравнению с мартом (-10,2%). Примечательно, что авиакомпании региона столкнулись со значительным снижением международного спроса в апреле из-за существенного падения объемов на двух основных торговых направлениях: Северная Америка-Европа (-13,5%) и Северная Америка-Азия (-9,3%). Мощность снизилась на 1,5% по сравнению с апрелем 2022 года.
Европейские перевозчики испытали снижение объемов грузов на 8,2% в апреле 2023 года по сравнению с тем же месяцем 2022 года. Это небольшое снижение показателей по сравнению с мартом (-7,4%). Авиакомпании в регионе столкнулись со значительным снижением международного спроса из-за двузначных сокращений на торговых линиях Северная Америка-Европа (-13,5%), а также внутри Европы (-16,1%). Это было частично компенсировано высоким спросом на маршруте Европа-Азия (3,4%), что помогло смягчить общий спад в регионе. Пропускная способность увеличилась на 7,8% в апреле 2023 года по сравнению с апрелем 2022 года.
У ближневосточных перевозчиков в апреле 2023 года объемы грузов сократились на 6,8% в годовом исчислении. Это небольшое снижение по сравнению с предыдущим месяцем (-5,5%). Мощность увеличилась на 10,0% по сравнению с апрелем 2022 года.
Латиноамериканские перевозчики сообщили о снижении объемов грузов на 1,6% в апреле 2023 года по сравнению с апрелем 2022 года. По сравнению с мартом (-4,4%) это улучшение показателей. Пропускная способность в апреле выросла на 8,1% по сравнению с тем же месяцем 2022 года.
Единственные положительные результаты в апреле были у африканских авиакомпаний: спрос увеличился на 0,9% по сравнению с апрелем 2022 года. По сравнению с предыдущим месяцем (-4,3%) это улучшение показателей. Примечательно, что на торговом маршруте из Африки в Азию в апреле наблюдался значительный рост спроса на грузы, который увеличился на 20,0% в годовом исчислении. Мощность была на 5,3% выше уровня апреля 2022 года.
Источник:
https://www.iata.org/en/pressroom/2023-releases/2023-05-31-01/