В газете «Коммерсантъ» вышел материал о расширении сети ТЛЦ. Передаем общий смысл.
Немного цифр
За десять месяцев текущего года контейнерные перевозки железной дорогой выросли на 17,8% (груженые контейнеры) до 4,5 млн TEU и продолжают расти. Это требует развития терминально-складских мощностей.
По итогам прошлого года мощность ТЛЦ в РФ составляла 3,6 млн TEU. Ожидается, что на конец 2023-го она увеличится на 70%, до 6,2 млн TEU.
Проект формирования сети ТЛЦ предусматривает около 140 млрд руб. исключительно частных инвестиций. В программу включено 30 ТЛЦ, из них 19 должны быть модернизированы с увеличением пропускной способности.
С момента принятия программы развития ТЛЦ профиль спроса на мощности изменился в связи с разрешением и последующим резким ростом объемов перевозки контейнеров в полувагонах.
Что на Дальнем Востоке?
По итогам десяти месяцев среднесуточный вывоз контейнеров с терминалов Дальнего Востока вырос к уровню 2022 года на 34%, до 3197 TEU в сутки, в том числе в полувагонах — до 586 TEU в сутки, что на 20% выше уровня декабря прошлого года.
Всего на Дальнем Востоке осуществляют погрузку крупнотоннажных контейнеров в полувагоны 17 основных терминалов, из которых 5 морских и 12 тыловых. Такие перевозки уже включили в свои производственные цепочки и те дальневосточные терминалы, которые ранее специализировались на отправке контейнеров на платформах или грузили только уголь.
Зачем центры перегрузки в Западной Сибири?
Развитие перевозок в полувагонах выявило недочеты в организации терминальной инфраструктуры. Основной объем контейнерного импорта с Дальнего Востока предназначается для центральных регионов России. Вместе с тем основной груз для полувагонов (уголь), следующих на восток, идет из Западной Сибири. Соответственно, владельцам полувагонов выгодно выгружать контейнеры на станциях Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), а не ехать в Москву, чтобы возвращаться оттуда в места погрузки порожняком.
Спрос на перегрузку контейнеров из полувагонов на платформы требует создания в Западной Сибири терминалов соответствующего профиля.
«Трансконтейнер» реализует в регионе проекты по развитию ТЛЦ, их совокупная мощность вырастет через два с половиной года почти втрое, до 936 тыс. Запланировано строительство нового ТЛЦ в Юрге Кемеровской области на 150 тыс. TEU. Он будет специализироваться на перегрузе контейнеров из полувагонов на платформы. Технология обработки контейнерных поездов с полувагонами развивается на ТЛЦ «Уральский» и «Сибирский». После ввода в эксплуатацию ТЛЦ «Омский» и «Кузбасс» совокупная перерабатывающая способность ТЛЦ группы на ЗСЖД составит 25 контейнерных поездов в полувагонах в сутки.
Как развиваются контейнерные мощности МТУ?
Для закрытия потребностей самой столицы формируется грузовой логистический каркас на базе уже действующих терминалов «Кунцево-2», «Ховрино», а также возводимого терминала «Южный порт». Объем переработки ТЛЦ «Белый Раст» по итогам 2022 года составил 175 тыс. TEU, запланировано увеличение мощности до 725 тыс. TEU. «Трансконтейнер» начал строительство терминала в Москве на 400 тыс. TEU с возможным увеличением до 600 тыс., в результате чего мощности компании в МТУ к 2026 году увеличатся более чем до 1 млн TEU. Прошлым летом запущен терминал на станции Люберцы, планируется выход на 300 тыс. TEU.
Что дальше?
Сейчас основная часть полувагонов – 130 тыс. TEU по году – идет в районы Западной Сибири, около 75 тыс. TEU — на Свердловскую и Южно-Уральскую дороги, примерно 75 тыс.— на Московский регион. При развитии перегрузочных мощностей в контейнерах в регионах Западной Сибири постепенно отправки на Свердловскую и Московскую дорогу будут сокращаться.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6320541