Уже завтра Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ». Он определит новые правила работы перевозчиков.
В чем они заключаются?
Минтранс и Ространснадзор предложили создать реестр ответственных грузоперевозчиков.
Необходимость в этом возникла после выявления массовых нарушений режима труда и отдыха водителей большегрузов, приводящих к росту ДТП на трассах. По мнению Госдумы, основная причина нарушений — отсутствие контроля за грузовыми перевозками в связи с отменой лицензирования и введением с 2009 года уведомительного порядка о начале перевозочной деятельности.
Решением проблемы может стать цифровизация процесса перевозок и использование электронного документооборота, который поможет обеспечить онлайн-контроль за грузовым транспортом, полагают авторы инициативы. Специально для этого и будет создаваться электронный реестр перевозчиков. Основой для перечня станет Государственная информационная система электронных перевозочных документов.
Регистрироваться в реестре должны грузовые автомобили, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, то есть категорий N2 и N3. Компании, которые этого не сделают, не смогут заниматься перевозками.
По данным Ространснадзора, в апреле 2024 года о перевозочной деятельности уведомили Минтранс менее 20% от общего числа собственников крупнотоннажных автомобилей. В настоящее время более 60% перевозок грузов осуществляется фактически по серым схемам, а 56,2% грузовых транспортных средств зарегистрированы на физлиц. Идея реестра состоит в том, чтобы вывести их из серой зоны. Транспортные компании будут обязаны завести цифровые аккаунты в реестре и подгружать туда сопутствующие юридические документы, разрешения, лицензии, обременения, по которым пойдет контроль.
Через установленные на машинах приборы ГЛОНАСС и тахографы можно отследить маршруты грузовиков и время нахождения в пути.
В чем проблема?
До 60% мелких ИП и физических лиц, на которых оформлен грузовой транспорт, могут испытать трудности с регистрацией в реестре. Они работают без оформления, за наличный расчет, не ведут журналы и прочий документооборот. Чтобы выполнить новые требования, им предстоят большие траты, на которые не каждый пойдет. Скорее всего, они будут поглощаться крупными компаниями.
При чем здесь «ГосЛог»?
Реестр перевозчиков должен интегрироваться в транспортно-логистическую платформу НЦТЛП «ГосЛог», которую разрабатывает Минтранс.
«ГосЛог» призвана объединить цифровые логистические сервисы в одном месте, стать своеобразной службой «одного окна» для взаимодействия государства и перевозчиков, куда бизнес будет единоразово предоставлять информацию, а государственные органы — получать интересующие их данные.
Платформа будет включать сопутствующие сервисы. К примеру, пользователь вводит в компьютер место отправки и доставки груза, а программа автоматически выстроит путь следования товара. Там будут участки для перевозки контейнеров автотранспортом, отрезки следования по железной дороге, возможны речные маршруты и их комбинация. Пользователи смогут самостоятельно нанять перевозчиков в соответствии с их рейтингом, прочитать комментарии предыдущих клиентов и проследить движение товара. Обеспечить контроль за грузами должны электронные пломбы с датчиками ГЛОНАСС.
В нашем ТГ-канале https://t.me/optimalogistic вы найдете самые актуальные новости мира логистики и грузоперевозок.
Источник: