В настоящее время из-за внешней геополитической обстановки и санкционного давления часто можно встретить такие утверждения. Первое из них говорит о том, что экспорт предприятий Петербурга в западном направлении существенно уменьшится, а второе сообщает о том, что местные производители переориентируются на азиатские и африканские рынки.
Согласно информации, предоставляемой АНО «Санкт-Петербургский центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства» (СПб ЦПЭ), по итогам прошлого года число стран-партнеров в экспорте Петербурга увеличилось с 162 до 171. Продукцию, произведенную предприятиями Санкт-Петербурга, импортируют такие страны, как Нидерланды, Соединенное Королевство, Китай, Соединенные Штаты, Германия, Беларусь и Казахстан. Минеральные продукты занимают 69% в экспорте города. По классификации ВЭД — это нефть и нефтепродукты, а также каменный уголь, брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива. 11% приходится на продукцию машиностроения, 4% - на древесину, бумагу и изделия из них. 3,8% от общего объема экспорта занимает продукция агропромышленного комплекса, 2% - продукция химического производства. Соответственно, главные экспортные направления Петербурга относятся к нефтегазовому и угольному сектору.
Нефть и уголь
На прошлой неделе страны Евросоюза утвердили пятый пакет санкций против России. Согласно его положениям, запрещается импорт угля и других видов твердого ископаемого топлива с августа 2022 г. Однако решение, касающееся полного отказа от импорта угля из России со стороны Европы, пока выглядит очень сомнительно. Даже если не принимать во внимание санкционное давление. Уже с 2021 года в европейских странах наблюдается энергетический кризис. Его главная причина – попытки постепенного отказа от угольной генерации в разрезе ESG-повестки. Многие страны, в которых угольная генерация занимает существенную долю от общей генерации электро- и тепловой энергии осознают, что отказ от угля неминуемо повлечет за собой необходимость поиска альтернативные видов топлива и даже смены самой структуры энергоснабжения. Очевидно, что для этого нужны значительные финансовые вливания. Кроме того, это вызовет повышение цен на энергоресурсы для промышленности и для населения. Если рассматривать уголь других крупных производителей (например, Австралии), то он будет стоить для Европы намного дороже прежде всего из-за логистики. Если рассматривать другую сторону вопросы, то переориентация экспортных угольных потоков из Петербурга на рынки Азии, где такой товар тоже востребован, для России невыгодна по причине длинного транспортного плеча.
Пока Европейский союз только обдумывает введение поэтапного эмбарго на российскую нефть, некоторые независимые нефтетрейдеры объявили о намерении к концу года полностью отказаться от нефти и нефтепродуктов из России. Однако такой отказ точно также грозит странам Европы повышением цен и временными перебоями в поставках, связанными с поиском альтернативных вариантов. И скорее всего, эти альтернативы нельзя будет сопоставить с российскими поставками по цене из-за логистической составляющей.
Несырьевая и неэнергетическая продукция
Если говорить о несырьевой и неэнергетической продукции, то конечно, сейчас есть тенденция, когда некоторые «недружественные» страны частично приостанавливают поставки или отказываются от покупки товаров из РФ. Но тут речь скорее идет об адресных санкциях и компаниях, вошедших в санкционные перечни. Многие европейские компании боятся попасть под санкции и приостанавливают закупки из Петербурга. Но анализируя ситуацию в целом, становится понятно, что отказываться петербургских минеральных удобрений, продукции деревообрабатывающей или химической промышленности никто особо не торопится. Что касается перебоев с поставками, то в настоящее время их главная причина – сбои в логистике.
Азия и Африка
Рассмотрим теперь Азию и Африку как альтернативные рынки сбыта для несырьевой и неэнергетической продукции. Еще 2014-2015 годах начались массовые попытки выйти на эти рынки. Именно тогда западные страны начинали внедрять первые санкции. Тогда представители петербургского бизнеса открыли для себя определенные проблемы, несвязанные с политическими факторами. Прежде всего, чтобы занять место на этих рынках, нужно сильно демпинговать. Снижение цены для экспортера в условиях повышения себестоимости и удорожания логистики означает работу в «минус». Кроме того, азиатскому рынку, а особенно африканскому, свойственны риски неплатежей. Нормальной практикой является ситуация, когда в странах Африки и Азии у нового игрока просят существенную отсрочку. Платить хотят только после реализации на рынке. На это уходит обычно 180-280 дней. Соответственно, петербургским экспортерам приходится брать долгосрочные кредиты, которые сейчас из-за повышенной ставки ЦБ очень дороги.
Эксперты предполагают, что в 2022 г. экспортные объемы из Петербурга, по крайней мере несырьевых и неэнергетических товаров, сократятся не более чем на 5-10%. Массовой переориентации экспортных потоков в ближайшее время, скорее всего, не будет.
Контейнерооборот Балтийского бассейна
Важно отметить, что в марте 2022 года контейнерооборот портов Балтийского бассейна продемонстрировал снижение в размере 44,3% относительно показателя марта 2021 года. При этом сокращение экспорта составило 40,7%, транзита – 41,5%, импорта – на 48,6%. 618 TEU было перевалено в каботаже. Данные касаются перемещения контейнеров внутри Большого порта Санкт-Петербург.
Груженых контейнеров было обработано на 50,7% меньше, чем в марте прошлого года. Из общего объема груженых на рефконтейнеры приходилось 21,8%, на сухие – 78,2%. 58,3% груженых контейнеров прошло в импорте, 37,5% – в экспорте, 3,7% – в транзите, 0,5% – в каботаже. Перевалка порожних контейнеров снизилась на 5,6%.
В общем контейнерообороте всех морских портов России доля Балтийского бассейна в марте 2022 года составляла 31,8%. Доля Большого порта Санкт-Петербург в указанный период в общем контейнерообороте Балтийского бассейна составляла 81,7%, Калининграда – 17,8%, Усть-Луги – 0,5%.
Источники:
https://seanews.ru/2022/04/19/kontejnerooborot-baltijskogo-bassejna-v-marte-2022-snizilsja-na-44-3/
https://vedomosti-spb.ru/opinion/columns/2022/04/15/918328-poka-ostanemsya-evrope