1 августа 2024 года запустят эксперимент по оцифровке всех грузоперевозок в России на базе Национальной цифровой транспортно-логистической платформы.
Зачем это нужно?
Главная цель - опробовать прототипы подсистем и сервисов новой платформы, которая должна обеспечить бесшовную грузовую логистику.
В ходе эксперимента будут протестированы технологии выдачи разрешительных и товаросопроводительных документов в режиме «одного окна», а также технологии сбора и верификации информации о перевозчиках, формирование их рейтинга по данным о перевозках грузов и сформированы проекты изменений в законодательство, регламентирующие переход на электронный документооборот при грузоперевозках.
Платформа могла бы частично решить проблемы отсутствия электронного обмена транспортными документами и разрешениями со странами БРИКС, ШОС, АСЕАН, а также обеспечить унификацию перевозочных документов (как перечня, так и содержания).
Платформа создается также для интеграции российской транспортной системы с аналогичными системами Китая и Индии, где аналоги таких систем уже есть.
Какой будет результат?
Мультимодальные перевозки будут полностью оформлены в электронном виде.
Кто участвует?
Минтранс, МВД, Минвостока, Минэкономики, ФТС, ФНС, ФСБ, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Ространснадзор, Российский экспортный центр и РЖД.
Участие отправителей, перевозчиков и получателей грузов, экспедиторов и операторов электронного документооборота в пилотном проекте будет добровольным.
Оператор платформы – Минтранс. Совместно с Минцифры он до 15 января разместит на портале «Госуслуги» «единое окно» для взаимодействия государства и компаний в сфере транспортно-экспедиционных услуг. Кроме того, нужно регламентировать виды используемых в эксперименте документов, взаимодействие платформы с корпоративными системами сопровождения грузов, а также разграничить функции участников эксперимента.
Какие могут быть сложности?
У многих логистических компаний есть собственные системы сопровождения грузов. Соответственно, необходимость подключения к федеральной системе потребует перестройки собственного IT.
При этом сейчас пограничные формальности в перевозках компании решают самостоятельно и накопили в этом опыт. Однако вопрос, насколько он может и будет учтен при «стыковке» федеральной системы с иностранными логистическими операторами, остается открытым.
Что касается передачи контроля над системой подачи заявок на железнодорожные перевозки от РЖД «внешнему» федеральному оператору, то идея не вызывает протеста у ряда крупных игроков рынка. Они полагают, что так повысится прозрачность и эффективность внутренних процессов на железной дороге.
Участники рынка отмечают, что в сфере автотранспорта уже сейчас можно обмениваться электронными перевозочными документами, а эксперимент расширит цифровое взаимодействие, обеспечит эффективный сбор и верификацию сведений о перевозчиках.
Самая полная информационная картина дня на тему логистики, таможни и ВЭД в нашем ТГ-канале https://t.me/optimalogistic .
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6819828