Новостной ажиотаж вокруг событий в Красном море немного поутих, однако сообщения на эту тему регулярно всплывают в СМИ.
Напомним, после обострения конфликта в секторе Газа движение "Ансар Аллах" предупредило, что будет наносить удары по территории Израиля и не позволит связанным с ним судам проходить через воды Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива, пока операция в палестинском анклаве не прекратится. С середины ноября прошлого года хуситы атаковали десятки гражданских судов в Красном море и Аденском заливе.
О каких последствиях мы знаем?
Известно, что объем грузоперевозок по Суэцкому каналу за последний год (до апреля) упал на две трети из-за перенаправления транспортных средств вследствие нападений йеменских мятежников-хуситов из движения "Ансар Аллах" на суда в Красном море.
Грузоперевозки по другой важной судоходной артерии - Баб-эль-Мандебскому проливу - сократились на 59%.
Перенаправление рядом судоходных компаний торговых судов по длинному маршруту - плюс 20 дней - вокруг мыса Доброй Надежды привело к росту расхода топлива, увеличению стоимости страхования из-за повышенного риска нападения и к повышению цен на контейнерные перевозки.
Тем не менее за прошедший год число судов, использующих этот маршрут, выросло на 57%.
Что нового?
Во-первых, не хватает контейнеров и провозных мощностей. Подобная картина была во время пандемии, и она повторяется.
По данным исследовательской компании Linerlytica, в ближайшее время провозные мощности, перенаправленные через мыс Доброй Надежды, достигнут 5 млн TEU, при этом рекордный тоннаж поставляемых новостроев быстро поглощается.
«Совокупные провозные мощности мирового контейнерного флота в настоящее время составляют 29,37 млн TEU, а концу июня они достигнут 30 млн TEU. Хотя номинально тоннаж относительно прошлого года вырос на 10%, перенаправление через мыс Доброй Надежды обеспечило рост в этом году провозных мощностей на маршрутах Азия – Северная Европа, Азия – Средиземноморье и на транстихоокеанском трейде всего на 3%», – поясняют в Linerlytica.
В глобальном масштабе провозные мощности на всех 33 магистральных маршрутах, отслеживаемых Linerlytica, по сравнению с прошлым годом сократились на 4%. При этом спрос на контейнеровозы резко возрос, «и рынок фрахтования перегрелся».
В Linerlytica отмечают, что несмотря на высокие темпы поставок новых контейнеровозов, спрос на тоннаж по-прежнему полностью не закрыт, а контейнерное оборудование остается в дефиците. Новые контейнеры, произведенные в Китае, забронированы до конца июня. Наблюдается резкий рост ставок фрахта на контейнеровозы вместимостью более 1,7 тыс. TEU.
Во-вторых, есть бенефициары. Порты Маврикия, Мадагаскара и Намибии получили импульс к развитию из-за кризиса в Красном море. Все три страны расположены в стратегических точках на морском пути между Азией и Европой, что делает их идеальными базами для обслуживания судов.
Когда все это закончится?
Кстати, Винсент Клерк, генеральный директор корпорации AP Moller-Maersk предупредил, что нарушения с грузоперевозками в Красном море могут продлиться до конца 2024 года.
"Мы видим, что сложная ситуация в Красном море не будет кратковременной", - заявил он. Клерк считает маловероятным возвращение контейнеровозов корпорации на прежний маршрут, через Суэцкий канал, в ближайшее время. Возможно, грузоперевозки "по старому маршруту возобновятся в конце года", добавил он.
Источники:
https://portnews.ru/news/362623/
https://seanews.ru/2024/05/03/ru-kontejnerov-i-provoznyh-moshhnostej-opjat-ne-hvataet/