Поговорим немного о транспортно-логистической отрасли Урала.
Логистика Урала, как, впрочем, и всей России, стала более гибкой. Значительно удлиненные маршруты поставок серьезно влияют на стоимость, сроки, а иногда и целесообразность получения материала или изделия.
С кем торговать?
Сейчас среди наиболее популярных внешнеторговых партнеров Свердловской области Китай, Казахстан, Турция, Азербайджан, Узбекистан. В качестве перспективных направлений рассматриваются Южно-Азиатские страны, в первую очередь Индия, а также Иран и страны Латинской Америки.
Сколько платить и ждать?
В прошлом году сроки и стоимость доставки выросли на 20–30%. После модернизации транспортной инфраструктуры на границах, введения электронных инструментов регулирования грузовых потоков и расширения компаниями своих представительств в регионах и за рубежом ситуация немного стабилизировалась. За год тарифы на доставку между Россией и Китаем снизились в два раза, сроки перевозки — на 10–30%. Ставка морского фрахта между Россией и Турцией уменьшилась вдвое — до $1,5–2 тыс. за ДФЭ (TEU). Стабилизировались сроки обработки контейнеров в порту Новороссийска: два месяца назад суда простаивали на рейде до семи дней в ожидании разгрузки, сейчас — не более двух дней.
Едем поездом
В январе — октябре погрузка экспортных грузов на Свердловской железной дороге (СвЖД) выросла на 6,6% к аналогичному периоду прошлого года и превысила 23,7 млн тонн.
Растет интерес грузовладельцев к новым каналам доставки продукции на экспорт. В частности, к маршрутам международного транспортного коридора «Север — Юг». Так, за десять месяцев 2023 года выросли экспортные отправки со Свердловской магистрали через приграничные и припортовые станции Самур, Порт Оля, Трусово и Сарахс: в Азербайджан — на 8%, в Грузию — на 61%, в Иран — на 64%, в Турцию — в два раза. Открываются новые направления перевозки грузов в контейнерных поездах – Турция, Марокко и Ливан.
Всего в январе — октябре на СвЖД было перевезено 364,9 тыс. контейнеров ДФЭ (TEU), что на 1,6% больше прошлогодних показателей. Внутри страны было отправлено 212 тыс. ДФЭ (+8,6%).
Через ТЛЦ
Для развития транспортно-логистической отрасли в Свердловской области формируется система единого «Сухого порта». В 2022 году для контейнерных перевозок в Екатеринбурге открылась первая очередь транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Уральский».
Несмотря на это в регионе сохраняется проблема с принятием и обработкой контейнерных поездов. К примеру, на текущий момент обработка на станции Екатеринбург-Товарный занимает до 14 дней. Это негативно сказывается на общем транзитном времени доставки и оборачиваемости продукции у импортеров.
Эксперты прогнозируют рост контейнерных перевозок в России, в том числе в связи с необходимостью поставок из Китая. Поскольку потребность в терминалах для контейнеров будет расти, в Екатеринбурге планируется построить еще один ТЛЦ. Сейчас на стадии проектирования находится ТЛЦ «Екатеринбург» в районе станции Седельниково. Предполагаемая мощность терминала составит 500 тыс. ДФЭ в год.
Едем автомобилем
Рост контейнерных перевозок также влияет на переход уральских автомобильных перевозчиков на внутрироссийские и внутрирегиональные маршруты. В части внешнеторговой деятельности они, как и остальные компании, переориентировались с европейских направлений на восточные и южные.
Чего не хватает?
Чтобы доставка грузов стала быстрее, логистические компании оптимизируют цепочки поставок и расширяют сеть своих филиалов, сокращая тем самым транспортное плечо. Однако этого мало. Участники рынка твердят о необходимости расширять инфраструктуру погранпереходов и портов, оборудовать места для отдыха и техобслуживания на протяжении всего транспортного коридора.
Помимо этого, отрасль остро нуждается в грузовых автомобилях и кадрах, дефицит которых может серьезно увеличить себестоимость перевозки.
Что в итоге?
Если говорить о товарах, поставляемых в рамках параллельного или косвенного импорта из западных стран, то там на первый план выходит сама возможность поставить такой товар. Логистика из Китая и стран Юго-Восточной Азии выглядит более оптимистичной, хотя проблемы с инфраструктурой Восточного полигона, который принял основной “удар” от разворота на Восток, остаются как минимум в среднесрочной перспективе.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6352881