«Коммерсантъ» подсчитал средства, выделяемые на финансирование инфраструктуры Восточного полигона.
По данным издания, набсовет ВЭБ.РФ одобрил участие в финансировании четырех крупнейших инфраструктурных объектов третьего этапа расширения Восточного полигона — вторых Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей и моста через Амур. Предполагается, что ВЭБ.РФ профинансирует проект на сумму до 500 млрд руб. и направит гарантийную поддержку на сумму до 145 млрд руб. Объекты будут профинансированы в партнерстве с коммерческими банками, общий объем привлекаемых долгосрочных синдицированных кредитов превысит 1 трлн руб.
Созданные объекты обеспечат возможность для дальнейшей переориентации экспортных грузопотоков в направлении дружественных стран. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба на 50%.
При этом согласно утвержденному паспорту третьего этапа модернизации БАМа и Транссиба, рост провозной способности к концу 2030 года должен составить до 210 млн тонн и к концу 2032 года — до 270 млн тонн. Общая стоимость третьего этапа оценивается в 3,74 трлн руб., из них 498,8 млрд руб. должны пойти на строительство четырех искусственных сооружений. Наиболее дорогостоящий проект из них — второй Северомуйский тоннель, дублер самого длинного тоннеля БАМа (15,3 км).
В РЖД настаивают, что сдвиг работ по инвестпрограмме в рамках третьего этапа не помешает строительству тоннелей и моста.
Что же касается оплаты выполненных работ, то она должна осуществляться с 2032 года за счет доходов компании от дополнительных объемов перевозок по Восточному полигону.
Но на этот счет есть сомнения. Эксперты уверяют, что искусственные сооружения — часть большой инвестпрограммы на 3,8 трлн руб., и если другие объекты не будут созданы, то эффективная загрузка тоннелей может быть низкой с учетом того, что РЖД не заинтересовано в перевозке угля. Тоннель построят, а как будут окупаться инвестиции – не понятно.
Повышение тарифов до уровня окупаемости проекта БАМ-3, включая тоннели, – тоже не вариант: тогда тот же уголь может стать по логистическим затратам непроходным. Но других грузов на БАМе и Транссибе в объеме, способном резко увеличить перевозки и заместить уголь, нет. Если рассматривать увеличение перевозок контейнерных грузов, то часть прироста обеспечивается за счет ухода в контейнеры дорогостоящих грузов третьего тарифного класса и перевозки их по стоимости грузов второго тарифного класса, а это приводит к потере выручки ОАО РЖД.
Уже сейчас при провозной способности 180 млн тонн в 2025 году перевезут лишь чуть более 150 млн тонн через контрольные сечения Восточного полигона.
Следим за развитием транспортной инфраструктуры в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источник: