Пожалуй, одним из главных заявлений главы Минфина Антона Силуанова на вчерашней коллегии ФТС стала объявленная задача по пресечению серых схем ввоза товаров в РФ.
Прежде всего стоит напомнить о прогнозном задании по перечислениям ФТС в бюджет на этот год – 7,4 трлн рублей. Сам Силуанов отмечает, что задание амбициозно, но выполнимо. По его словам, такого показателя можно будет достичь за счет расширения работы мобильных групп в рамках пресечения серых схем ввоза в РФ высокомаржинальных товаров, таких как автомобили, оборудование, электроника. (О задачах на 2024 год мы говорили в предыдущем посте, если вдруг пропустили, обратите внимание).
Речь идет о борьбе с серым ввозом товаров на российский рынок через другие страны ЕАЭС — в союзе действует единое таможенное пространство, таможенный контроль при пересечении внутренних границ не проводится.
С чем будет бороться ФТС?
Схемы ухода от налогообложения (в первую очередь косвенными налогами) при перемещении товаров из ЕАЭС в адрес не осуществляющих реальную хозяйственную деятельность российских компаний.
Занижение таможенной стоимости для реализации в РФ товаров, проходящих оформление в странах «пятерки» (для этого предлагается создать механизм по контролю за применением единых индексов таможенной стоимости: без него невозможно применять и единую систему управления рисками).
Проблемы при различной классификации товаров — ввоз одних и тех же товаров может проводиться по разным кодам товарной номенклатуры. В ЕЭК уже сообщили, что стоимостные индикаторы определены для 90% товарных позиций, страны также готовят единый стандарт совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, в том числе за счет унификации подходов к системе управления рисками.
Важно! Такое ужесточение подходов к таможенному администрированию меняет позицию, которой служба придерживалась в последние два года, когда основной задачей было объявлено облегчение импортных поставок на фоне санкционных ограничений и расширение пропускной мощности погранпереходов на фоне переориентации товаропотоков с запада на юг и восток. Увеличение же поставок через страны «пятерки» во многих случаях являлось вынужденной мерой из-за ограничений на прямые поставки в РФ (экспорт в страны ЕАЭС, к примеру, нарастили почти все европейские страны).
И еще значимый момент. Объемы импорта, с которого планируется взимать растущую долю пошлин, снижаются — в начале года он оказался на 6–7% ниже, чем год назад. Поступления от нефтяных пошлин выпали из общего объема администрируемых ФТС доходов в этом году. Получается, это потребует дополнительного увеличения обложения импорта.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/6581768
https://www.rbc.ru/economics/21/03/2024/65fbf04f9a7947ab8bf74953?from=newsfeed
https://www.kommersant.ru/doc/6581563
https://tass.ru/ekonomika/20302741