Вспомним события прошлой недели. ПМЭФ. Подписано соглашение о реализации группой компаний «Протектор» инвестпроекта по производству компонентов двигателей и шасси, а также проведению капремонта деталей для гражданских самолетов в Подмосковье. Ремонт и производство комплектующих планируется в том числе для Boeing и Airbus. В перспективе компания хочет также экспортировать продукцию в Белоруссию, Иран, Вьетнам, Китай, КНДР, Венесуэлу, Кубу. Уже подобрана локация для размещения производства - возле аэропорта Домодедово в Раменском округе. Строительство должно начаться в этом году и завершиться в 2026 году.
Предполагается, что реализация проекта поможет обеспечить исправность гражданского воздушного флота и снизить зависимость от западных комплектующих для пассажирских лайнеров Boeing 737 и Airbus A-320, тем самым сохранив стабильность авиаперевозок.
Что известно о компании?
Группа объединяет центр по ремонту запчастей и двигателей для самолетов и вертолетов и конструкторское бюро. ГК «Протектор» стала первым в России импортозамещающим производством иностранных шасси и двигателей, выпущенных за рубежом, получив соответствующий сертификат Росавиации. В 2022-2023 гг. ГК «Протектор» получил сертификат Росавиации и лицензию Минпромторга на выполнение капремонта шасси Boeing 737, освоил капремонт шасси для Airbus А-320 и Legacy-600/650.
Все здорово. Как говорится, поддержим отечественного производителя.
Вместе с тем, даже при малейшем представлении о текущем положении дел в авиаотрасли неминуемо возникает масса вопросов.
Во-первых, неужели все детали можно сделать в России? Некоторые утверждают, что тот уровень технологий, для которых планируется производить детали, не сложнее, чем для современных самолетов отечественного производства. Однако эксперты настаивают, что ответственные детали делать не так просто. У нас неоднократно пытались наладить производство турбинных лопаток, причем для отнюдь не самых современных двигателей. Не все запчасти для самолетов можно полностью импортозаместить — некоторые компоненты в России в принципе не изготовляются. Пока в России отсутствует производство, например, компонентной базы для электроники, чипов, говорить о стопроцентном импортозамещении просто нереально. Детали для этих компонентов будут импортные.
Во-вторых, поставить цех недостаточно. Где взять хорошее оборудование? А квалифицированных рабочих?
Остаются еще вопросы с легализацией и безопасностью. Некоторые специалисты считают, что проблем с этим не возникнет: российские авиавласти после тщательных проверок выдадут документы, на основании которых можно будет в принципе производить такие детали-аналоги и устанавливать их на самолеты. Однако, если все это не получится оформить в экспресс-режиме, получение документов может занять годы, если не десятилетия.
Что с импортными самолетами?
По последним данным Росавиации, на конец 2023 года российские авиакомпании эксплуатировали 204 самолета Boeing 737 и 265 самолетов семейства A320. При этом ранее правительство и крупнейшие перевозчики заявляли, что к 2030 году доля импортных самолетов в парках российских авиакомпаний значительно сократится, только в «Аэрофлоте» — до 30%.
И напоследок. Для размышления. Сроки производства отечественных самолетов все время сдвигаются: в марте поставки МС-21 перенесли на 2025 год, а региональных Superjet 100 — на 2026-й.
Источники: