Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Ассоциация больших данных (АБД) просят исключить из нового законопроекта о защите персональных сведений требование об уведомлении Роскомнадзора о передаче таких данных в другие страны. По их мнению, оно может усложнить процессы трансграничной торговли. В первую очередь речь идет о Китае, на который приходится до 90% продаж иностранных товаров. При этом в Минцифры утверждают, что новые правила не грозят бизнесу никакими проблемами.
Ассоциация больших данных (АБД), объединяющая МТС, «МегаФон», Сбербанк, «Яндекс», VK, Газпромбанк и др., и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) выступили с предложением внести изменения в поправки к законодательному проекту «О персональных данных». Он был принят 24 мая Государственной Думой в первом чтении. Тогда же, 24 мая, в ходе обсуждения законопроекта на заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по связи и IT было озвучено это предложение.
Законопроект разработала группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по информполитике Александром Хинштейном. Он предписывает операторам персональных данных предоставлять информацию в Роскомнадзор о намерении ее передачи в страны, «обеспечивающие адекватную защиту прав субъектов данных» (входящих в одноименный список Роскомнадзора или поддержавших конвенцию Совета Европы «О защите физлиц при обработке персональных данных»). Законопроект заставит бизнес сразу сообщать уполномоченным органам об инцидентах с принадлежащими им базами данных, например о кибератаках и утечках информации. Кроме того, законопроект запретит раскрывать информацию из Единого государственного реестра недвижимости третьим лицам без согласия собственника объекта недвижимости. Регулятор при этом может запретить отправку сведений для «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и обеспечения безопасности государства». Что касается стран, не входящих в перечень благонадежных, то передача данных туда возможна при соблюдении ряда условий и имеет разрешительный порядок.
Представители АБД и РАЭК считают, что принятие проекта в текущем виде ограничит расчетные операции бизнеса и сделки на финансовых рынках в отношении компаний, находящихся за рубежом, так как для корпоративного контроля и совершения сделок необходимо предоставлять контактные данные и ФИО. Именно поэтому организации настаивают на исключении из проекта требования уведомлять Роскомнадзор о трансграничной передаче персональной информации.
Специалисты отмечают, что инициатива приведет к тому, что бизнес будет вынужден сообщать Роскомнадзору обо всех зарубежных продавцах или о каждой новой покупке у иностранного продавца (в зависимости от трактовки). Передача информации в таком количества весьма обременительна, целесообразность развития бизнеса будет поставлена под сомнение.
При этом в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций говорят о том, что механизм трансграничной передачи, предложенный проектом, не подразумевает направление уведомления в Роскомнадзор при совершении каждой трансакции. Передача данных в страны, обеспечивающие адекватную защиту, также не ограничивается. Минцифры сообщает, что этот подход соответствует позиции Европейского союза. Там в случае обоснованных сомнений в защите данных граждан регуляторы государств союза обязаны запрещать передачу сведений за пределы содружества.
Эксперты опасаются, что инициатива окажет отрицательное влияние на трансграничную торговлю. В ситуации, когда зарубежный продавец ведет свою деятельность в стране, которая, по мнению Роскомнадзора, не обеспечивает должную защиту прав субъектов персональных данных (например, Китай), то уведомительный порядок передачи информации становится разрешительным. Соответственно, необходимо согласование со службой, которое займет до 30 дней. Без него доставлять товары такого продавца в Россию нельзя.
В настоящее время на Китай приходится до 90% продаж иностранных товаров. Если законопроект будет принят без этих изменений, то срок всех таможенных процедур, на которые сейчас уходит не более одного дня, увеличится как минимум на 30 дней. Это станет причиной удорожания товаров, падения предложения, переориентации товарных потоков на другие рынки
Получая право на ограничение передачи персональной информации за границу, Роскомнадзор может действовать по своему усмотрению. Такая ситуация не позволяет понять, как, когда и на каком основании может быть принято то или иное решение. Именно это и вызывает опасения бизнеса.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5380233