На Байкало-амурской магистрали в Северо-Байкальском районе Бурятии остановлено движение поездов. Из-за разрушения дамбы и выхода реки Холодной из берегов подмыто порядка 200 метров железнодорожного полотна и повреждено 10 опор контактной сети.
Ведутся работы по восстановлению дороги к карьеру, восстановлению и минимизации разрушения дамбы.
Из-за происшествия изменена схема движения поездов, в том числе грузовых. Составы направляются в обход по Транссибирской магистрали.
Глава Бурятии Алексей Цыденов заявил, что остановка движения на БАМе может продлиться до 26 августа. По его словам, ущерб для экономики страны от простоя грузов будет исчисляться миллиардами рублей.
На наш взгляд, проблема с остановкой движения по БАМу навряд ли отразится на логистических компаниях, которые занимаются сухими контейнерами и везут не сырье. Мы понимаем, что основной контейнерный поток приходится на Транссиб. БАМ в основном связывает угольные месторождения с портом Ванино. Это его основная задача.
Полноценное перенаправление потоков всех грузов на Транссиб может привести к «забитию» самого Транссиба. А мы знаем, что он и так работает на пределе своих возможностей.
Кроме того, есть понимание, что на реорганизацию движения поездов уйдет довольно много времени, а ее последствия могут быть куда более драматичными, чем если просто дождаться окончания ремонта путей, который займет, как заявляют власти, условных 6 дней.
Безусловно, для критических грузов вроде продовольствия, медикаментов сделают исключения. Возможна их переориентация на грузовой автотранспорт, например.
Вероятно, на несколько дней-неделю сдвинется движение поездов. Но в этой парадигме, когда поезда бросаются, задерживаются неделями, а то и месяцами, мы живем уже более 3 лет.
Что касается убытков и экономических последствий, то такой подсчет провести достаточно сложно. Открытой и понятной статистики на эту нет. Непонятно, кто и как везет, сколько провозится грузов в сутки/месяц.
Если же ремонт затянется, и будет понятно, что за 6, 10, 20 дней невозможно исправить последствия подтопления, тогда грузопотоки, безусловно, будут переориентированы на Транссиб. И тогда мы столкнемся с огромным ворохом проблем, потому что за прошлый год при мощности Восточного полигона 158 млн тонн было перевезено уже почти 150 млн, а в этом году планируют перевезти 160 млн тонн, то есть 100% мощности. Соответственно, тогда возникнут большие задержки, в том числе в доставке контейнерных грузов.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6171927
https://www.rbc.ru/society/20/08/2023/64e188529a7947456665c047
https://rg.ru/2023/08/20/iz-za-ostanovki-dvizheniia-na-uchastke-bama-poezda-pustili-v-obhod.html