Несколько дней назад президент Латвии заявил, что страны — участницы Североатлантического альянса могут закрыть судоходство для российских судов в Балтийском море, если будет доказана причастность Москвы к повреждению газопровода Balticconnector.
Попробуем разобраться в проблеме с юридической точки зрения, не затрагивая при этом политику.
Прежде всего, нужно понимать, речь идет даже не о территориальных водах Латвии, а об исключительной экономической зоне, в которой юрисдикция этой прибалтийской страны ограничена.
Кроме того, и Россия, и Латвия являются членами Конвенции ООН по морскому судоходству и должны придерживаться взятых на себя обязательств и ограничений. Это значит, что даже в территориальных водах, которые представляют 12-мильную зону от берега, прибрежная страна не вправе мешать проходу гражданских судов. Тем более такого права нет при проходе через экономическую зону, составляющую водное пространство в 200 миль от берега.
Еще важный момент. РФ в ответ на недружественные шаги Латвии может применять меры экономической защиты. К примеру, Северный морской путь имеет особый статус и, согласно всё той же Морской конвенции ООН, порядок прохождения судов по нему устанавливает именно Российская Федерация. Помимо этого, наша страна может ввести и иные ограничения на транзит, причем не только в Прибалтийском регионе.
Что касается практической стороны вопроса, Евросоюз, конечно, может надавить на европейских страховщиков, чтобы те перестали страховать российские перевозки. Можно отказать российским кораблям обслуживаться в портах, которые находятся под контролем ЕС. Но это не остановит хождение российских кораблей в Балтийском море.
Вместе с тем, разного рода угрозы от наших северо-западных соседей звучат уже далеко не впервые.
Источники:
https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/23/10/2023/65362b8c9a794793baaf29cf