«Коммерсантъ» рассказывает о стабилизации рынка автомобильных грузоперевозок в России после затянувшегося падения.
По данным биржи грузоперевозок ATI.SU, количество заявок на автоперевозки и цены на них во втором квартале, в противоположность первому, выросли. Число заявок выросло на 41% по сравнению с первым кварталом, что обеспечило прирост и по первому полугодию в целом — на 16%. Средние цены на перевозки по стране к началу июля поднялись на 5,7% за три месяца. 3 % составляет отставание средних цен на автоперевозки внутри РФ от уровня первого полугодия 2024 года.
Несмотря на восстановление спроса и цен на перевозки говорить о переломе ситуации рано, ведь даже номинальные цены все еще остаются более низкими, чем год назад, а реальные ниже на 10–15%. Сложностей добавляет недоступность кредитов в условиях высокой ключевой ставки. И конечно, главная проблема с начала 2025 года и по настоящее время — это дефицит грузов. Он связан со снижением покупательной способности, а также c экономическими и геополитическими факторами.
Про международные грузоперевозки
В международном сообщении, по данным ATI.SU, тенденции также существенно изменились. Если по итогам первого квартала лучшую динамику показали экспортные перевозки, то во втором количество таких заявок упало (на 32% к первому кварталу), тогда как на перевозку в импортном сообщении оно увеличилось на 20% по сравнению с первым кварталом и на 50% в годовом выражении, а цены за год выросли сразу на 22%. В ATI.SU отмечают заметное падение спроса на перевозки в Казахстан (на 20% в годовом выражении).
Импорт
В импортных перевозках наблюдается прирост практически по всем ключевым направлениям, но особенно на китайском (на 178% за полугодие).
Рост импорта обуславливают:
сезонным фактором, так как с июня начинается постепенная подготовка к высокому сезону;
перегруженностью ж/д инфраструктуры на восточном направлении, из-за чего грузы перетекают на более доступный и гибкий автомобильный транспорт;
логистическими ограничениями, связанными с геополитической и экономической ситуацией.
Экспорт
Что же до экспортных поставок, то автотранспорту сейчас сложно конкурировать по стоимости и скорости доставки с контейнерными перевозками.
Китайские перевозчики стали проблемой
Участники рынка международных автоперевозок вновь обращают внимание на тревожную тенденцию: во внутрироссийских перевозках местные компании испытывают серьезные трудности в связи с активностью китайских перевозчиков. Последние, доставив груз в Россию, на обратном пути берут любые грузы по минимальным тарифам, чтобы исключить порожний пробег до границы.
Казахстан – драйвер роста цен
Драйвером роста международных цен выступил Казахстан, где наиболее острая проблема в настоящее время – это проверки и досмотры на границе. Из-за заторов на казахстанской границе повышен спрос на альтернативные маршруты автодоставки, например, через Маньчжурию, и соответственно увеличена стоимость автоперевозок.
Что дальше?
До конца года участники рынка ожидают сохранение положительной динамики, однако многое будет зависеть от внешних факторов, в первую очередь от ключевой ставки.
Просто и понятно рассказываем об основных тенденциях рынка международных грузоперевозок в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источник:
