ФАС утвердила повышение аэронавигационных сборов с авиакомпаний для капремонта аэродромов. Документ о повышении ставок должен вступить в силу уже 17 сентября. Для внутренних рейсов ставка увеличилась на 37%, для международных - вдвое. В рамках программы планируется отремонтировать не менее 50 аэродромов до 2030 года.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ объединяет 23 крупнейшие авиакомпании) в свою очередь просит Минтранс скорректировать планы по повышению сборов для фонда реконструкции аэродромов, предвидя рост издержек, подорожание билетов и снижение спроса.
Эксперты им возражают, акцентируя внимание на пониженных ставках сборов для российских перевозчиков в отличие от иностранных, и необходимости реконструкции недофинансированных аэродромов.
АЭВТ предложила доработать проект путем описания механизма оценки потребностей аэродромов в реконструкции и возможностей осуществления ее за счет местных бюджетов или собственных средств. Также предлагается пополнять фонд и за счет иностранных компаний повышением двух сборов: за аэронавигацию при полетах в РФ и за транзитные перелеты.
Повышение ставок сборов для российских перевозчиков не должно превышать 10% на внутренних линиях из-за «социальной значимости этих маршрутов», считают в АЭВТ. Оставшуюся необходимую сумму предлагается распределить между ставками для российских перевозчиков на международных направлениях и летающих в РФ иностранных авиакомпаний. Речь идет о более планомерном изменении тарифов «для адаптивного роста нагрузки на пользователей». АЭВТ просит не взимать сборы за аэронавигацию в тех аэропортах, где запланирована реконструкция в рамках государственно-частного партнерства, чтобы избежать «двойной оплаты».
Что говорят Авиакомпании?
В «Аэрофлоте» подчеркнули необходимость реализации программы модернизации инфраструктуры, добавив, что регуляторы и участники должны прийти к формированию прозрачного и справедливого механизма финансирования.
В Utair и «Уральских авиалиниях» сообщили, что поддерживают обращение АЭВТ.
В S7 поддерживают распространение формирования средств фонда на иностранных пользователей и для исключения двойной оплаты считают необходимым не взимать сборы за аэронавигационное обслуживание в аэропортах, реконструкция в которых запланирована по схеме государственно-частного партнерства. Размер «целевого» фонда и порядок расходования собираемых с авиакомпаний средств должен быть подкреплен конкретным перечнем аэропортов, сроками и суммами финансирования, добавили в компании.
Что слышат в ответ?
«Авиавласти видят довольно стабильное финансовое положение авиакомпаний и решают проблему дисбаланса в отрасли таким образом — это шаг в правильном направлении»,— комментирует ситуацию глава аналитического центра ГосНИИ ГА Федор Борисов.
В экспертном сообществе же полагают, что текущее «финансовое благополучие» перевозчиков, на которое намекают авиавласти, объясняется всего лишь накоплением средств на дорожающее поддержание летной годности, будущие расходы на обновление парка и совсем не означает рост благосостояния.
Свежие статистические данные мира международных авиаперевозок грузов и не только публикуем в канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!