Коммерсантъ пишет, что перевозчики РФ обсуждают схему, которая позволила бы им рассчитаться за западные самолеты, не нарушая санкций.
Так, «Аэрофлот» активно обсуждает «страховое урегулирование» по 47 западным самолетам, которые находятся в операционном лизинге. Но процесс оказался долгим и сложным.
Однако в случае успешного завершения страхового урегулирования самолет станет собственностью российской «специально образованной лизинговой компании», которой перевозчик будет переводить лизинговые платежи.
Между прочим, «Аэрофлот» уже выкупил все 18 иностранных самолетов, находившихся в финансовом лизинге: десять Boeing 777 и восемь Airbus A330. Такие сделки были разрешен санкциями ЕС, так как при финлизинге самолет всегда переходит в собственность перевозчика по завершении контракта.
Операционный лизинг распространен больше: в нем авиакомпания оплачивает только часть стоимости самолета за период эксплуатации, после чего он возвращается к лизингодателю. Приобрести самолеты в оперлизинге «Аэрофлот» рассчитывал еще зимой. Тогда у компании в оперлизинге у иностранных лизингодателей находилось более 120 самолетов.
Другие российские авиакомпании говорят, что их переговоры о страховом урегулировании сейчас приостановлены или затруднены из-за ряда спорных вопросов.
Во-первых, авиакомпании трактуют разъяснения ЕС о разрешении страхового возмещения иностранным компаниям за самолеты как возможность урегулирования лизинговых и страховых договоров после перевода средств. Но западные лизингодатели хотят оформить это как выплату страховой компенсации за утрату имущества. Российские авиаперевозчики на это не согласны, в первую очередь из-за финансовых издержек. В случае признания самолетов «утраченными» придется выплачивать стоимость самолета, зафиксированную в договоре страхования, которая намного выше его остаточной рыночной стоимости. Кроме того, в этом случае иностранные собственники не учтут в объеме полученных ими компенсаций вскрытые депозиты российских перевозчиков.
Российские страховщики, которые страхуют риски российских авиакомпаний, тоже не согласны, что самолеты были «утрачены».
Во-вторых, западные лизингодатели хотят получить гарантии непопадания под санкции ЕС в случае урегулирования страховых споров.
При этом некоторые авиакомпании говорят, что до сих пор не получили подтверждения властей РФ, что в случае подвижек они могут рассчитывать на средства ФНБ.
Министр транспорта Виталий Савельев сообщал в марте, что правительство выделило 300 млрд руб. на выкуп самолетов (менее $4 млрд). Годом ранее он рассказывал, что общий объем выкупа в пересчете на остаточную стоимость самолетов, требуемых к возврату, составляет $20 млрд. У перевозчиков также есть опасения, что все выделенные средства будут использованы исключительно в интересах «Аэрофлота».
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6044679