Датский Maersk представил отчет за первый квартал. В нем компания прогнозирует спрос на контейнерные перевозки в текущем году на том же уровне, что и в прошлом. При этом по итогам первого квартала объемы снизились на 1,2% после роста на 7,7% в 2021, а контейнерооборот портов вырос на 3,1 %.
Анализируя ситуацию на мировом рынке Maersk говорит о том, что спрос на контейнерный импорт в США стабилизировался на рекордно высоком уровне. Он был достигнут в том числе благодаря государственной поддержке потребителей в период пандемии. За первые три месяца объемы поставок из Азии в Северную Америку выросли на 0,5%. В первые два месяца года спрос в Европе оставался высоким, однако в марте началось резкое падение. Импорт из Азии в Европу в среднем за квартал вырос на 1,4%.
Что касается предложения, то дефицит мощностей и сбои в работе цепочек поставок, обусловленные карантинными ограничениями, продолжались. Ситуация с заторами в портах Америки немного улучшилась в первом квартале, а в Европе и Китае, наоборот, ухудшилась. Это оказало влияние на сохранение дефицита предложения и рост ставок. Обострение российско-украинского конфликта усугубило обстановку в Европе.
Номинальная вместимость мирового контейнерного флота в конце первого квартала составляла 25,2 млн TEU. Это на 4,2% больше, чем годом ранее. В течение всего первого квартала процент незадействованного в операциях флота оставался низким (0,8% на конец квартала). Операторы были вынуждены увеличивать вместимость на сервисах для компенсации потерь от замедления логистических цепочек. Вместе с тем совокупное предложение мощностей на рынке не увеличилось. Рост вместимости на магистральных сервисах обеспечивался следующим образом. Суда перестанавливались с более коротких региональных маршрутов. Снижение оборачиваемости судов и контейнерного оборудования обусловило его фактическое сокращение.
Фрахтовые и чартерные ставки продолжают оставаться рекордно высокими. Если говорить о ставках на спотовом рынке и по краткосрочным контрактам, то они демонстрируют постепенное снижение по сравнению с уровнями четвертого квартала прошлого года. Это обусловлено усилением дисбаланса спроса и предложения.
В среднем за первые три месяца значение фрахтового индекса China Composite Freight Index (CCFI) для маршрутов из Китая превышало уровень предыдущего года на 78%.
К концу первого квартала портфель заказов на новые суда составлял 26% от вместимости работающего мирового флота контейнеровозов. Если проводить сравнение с концом 2021, то доля заказанного тоннажа была на 3 пр.п. меньше.
Обострение российско-украинского противостояния свело к нулю вероятность роста спроса на контейнерные перевозки, которое прогнозировалось ранее на фоне постепенной отмены карантинных ограничений в большинстве мировых регионов. Maersk полагает, что в среднем в 2022 году спрос на морские контейнерные перевозки будет примерно на уровне предыдущего года. Компания указывает диапазон от -1% до +1% г/г. Говоря о спросе на услуги авиа и наземной доставки, компания утверждает, что он продолжит расти.
Источник: