Национальная ассоциация предприятий автомобильного транспорта (НАПТА) обратилась в Минтранс с инициативой создать новую систему сертификации водительских карт, которые вставляются в тахографы. Именно эти устройства фиксируют информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, времени управления им и времени отдыха водителей. Предполагается, что такую систему будут использовать для транспорта стран ЕАЭС.
Сейчас российские перевозчики пользуются двумя видами тахографов: тахограф СКЗИ – для внутренних перевозок; тахограф ЕСТР – для международных.
Для выпуска водительских карт для тахографов ЕСТР необходим национальный сертификат криптографических ключей, который выдается Объединенным исследовательским центром Еврокомиссии (JRC) в Италии. В прошлом году из-за санкций центр отказался предоставлять России и Белоруссии новый сертификат. Учитывая текущую внешнеполитическую обстановку, вполне возможен сценарий, при котором нашим перевозчикам запретят ездить за границу при отсутствии функционирующих тахографов. При этом речь идет не только о европейских странах, тахограф ЕСТР нужен при любых международных перевозках.
Минтранс утверждает, что проблема не носит масштабного характера: «Срок действия национальных ключей составляет семь лет, а их получение осуществляется каждые два года. В последний раз национальные ключи РФ были изготовлены в 2021 году. С учетом того, что в России срок действия карты водителя составляет три года, национальный ключ возможно использовать для сертификации ключей карт водителя в течение четырех лет, то есть до 2025 года».
В настоящее время около 250 тыс. действующих карт для цифровых контрольных устройств ЕСТР находится у водителей. Существенная часть международных перевозчиков переориентировалась на рейсы исключительно внутри страны. Минтранс принял решение пока выдавать карты ЕСТР только действующим международным перевозчикам. Для рейсов по России разрешено использовать распечатки контрольного устройства вместо карт.
Ведомство также прорабатывает возможность создания отечественной карты, идентичной по своим возможностям картам ЕСТР, а также альтернативного органа, выполняющего функции по сертификации карт и национальных ключей. В случае успешной реализации открывается перспектива распространения альтернативной системы в странах ЕАЭС.
Вместе с тем реальность такова, что при поездках по стране и ЕАЭС мало кто соблюдает нормы, связанные с использованием тахографов. Есть предположение, что убедить соседние страны принять некую альтернативную систему будет достаточно сложно.
Кроме того, нельзя списывать со счетов следующий момент. Многие перевозчики все же планируют вернуться на европейский рынок, и тогда все устройства и карты в фурах должны будут соответствовать именно европейским требованиям.
Источник: