37 самолетов, принадлежащих Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), могут арестовать в зарубежных аэропортах после 20 декабря. В настоящее время идут судебные разбирательства в Высоком суде Ирландии.
Эти самолеты в разные годы были приобретены европейской дочкой ГТЛК, GTLK Europe, которая из-за введенных международных санкций весной 2023 года попала под процедуру ликвидации. Теперь внешние управляющие (ликвидаторы) будут осуществлять продажу имущества компаний для расчета с кредиторами. В список требований попали и указанные 37 воздушных судов.
Если ирландский суд примет решение не в пользу России, то нормальная эксплуатация этих самолетов станет невозможной, поскольку они будут задерживаться в аэропортах по всему миру, а в иностранном контуре их могут объявить угнанными.
На прошлой неделе ГТЛК предупредила о возможных рисках авиавласти и авиакомпании. В Минтрансе прошло совещание на эту тему. Обсуждались пути решения проблемы, но ни к чему конкретному так и не пришли.
Сейчас парк иностранных воздушных судов российских авиакомпаний, доступный для полетов за границу, насчитывает 250 самолетов. Получается, в случае принятия ирландским судом решения не в пользу ГТЛК он может сократиться почти на 15%. Из 37 самолетов ГТЛК, которые могут оказаться под риском ареста в зарубежных аэропортах после 20 декабря, 18 бортов эксплуатирует авиакомпания «Аэрофлот» (по пять Airbus A320 и А321, а также восемь Boeing 777), 5 Boeing 737-800 — ее дочерний перевозчик «Россия», 6 В737-800 S7 Airlines, на которых она летает в Турцию, Армению, ОАЭ, Китай, Узбекистан и Таиланд; 3 Airbus A319 эксплуатирует «Аврора»; 2 Bombardier CRJ 200 — авиакомпания «Ямал», 3 Airbus A321, которые в ноябре «Ямал» вернул ГТЛК.
Авиакомпании «Аэрофлот» и S7 не получали обращений ГТЛК о возможных рисках, связанных с воздушными судами. Все рейсы на этих воздушных судах стоят в плане и никаких изменений на данный момент не запланировано.
Юристы отмечают, что в теории спорные самолеты российских авиакомпаний могут летать за рубеж при наличии госгарантий от стран об отсутствии рисков задержания судов. У российских авиакомпаний сохранятся возможности выполнять на этих бортах полеты в некоторые дружественные страны, как они существуют и сегодня в части использования «недебермудизированных» воздушных судов.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/6411504