Меры, вошедшие в 16-й санкционный пакет Евросоюза, направлены против ключевых секторов российской экономики, включая банковский сектор, металлургию и логистику, а также против тех, кто помогает России обходить уже наложенные ограничения.
Говоря об общей оценке пакета ограничений, отметим, что новые санкции не стали неожиданными и вряд ли окажут существенное влияние на их адресатов. Их главная цель все та же: сократить поступления в адрес российских компаний и российского бюджета. Несмотря на «затягивание гаек» со стороны ЕС, эти санкции все так же не являются блокирующими, следовательно, не обязательны к исполнению за пределами Евросоюза. Так что обходные пути как были, так и останутся. Специалисты называют очередной пакет санкций нейтрально-негативным.
Теперь рассмотрим подробнее новые логистические и финансовые ограничения.
Море
Евросоюз ввел запрет на транзакции с пятью российскими портами. В список в рамках 16-го пакета антироссийских санкций вошли порты Астрахань, Махачкала, Усть-Луга, Приморск, Новороссийск. В ЕС полагают, что эти порты задействованы в обходе ограничений на экспорт нефти.
При этом если Приморск — порт, строго ориентированный на нефтеналив, то в границах других портов ведется перевалка массы других, ненефтяных грузов. Так, в Новороссийске, крупнейшем порту юга России, идет перевалка почти всех возможных грузов — в том числе контейнеров, зерна, леса, руды, а в Усть-Луге перегружаются уголь, руда, контейнеры, минудобрения.
Как быть с перевалкой других грузов, операторам пока не ясно. Сейчас юристы анализируют представленные списки и предполагают, что ненефтяных грузов документ не касается. Стивидоры исходят из того, что на стивидорные компании, расположенные в указанных портах и не занимающиеся перевалкой обозначенных в документе грузов, указанные ограничения не распространяются.
Авиа
Помимо этого, заблокированы любые операции с аэропортами Внуково и Жуковский. Также под ограничения попали аэропорты Казани, Перми, Екатеринбурга и Пскова.
Как здесь будет развиваться ситуация, пока не совсем понятно. Специалисты уверяют, что сложно представить ситуацию, когда турецкий национальный перевозчик, выполняющий полеты во Внуково, откажется от выполнения полета. Хотя договор к пакету санкций говорит о том, что ограничения не должны затрагивать частные поездки. Скорее всего, о каких-то ограничениях регулярных пассажирских или чартерных рейсов речь идти не будет.
Также запрещено иностранным авиакомпаниям выполнять перевозки внутри России. Ограничения коснутся и поставок самолетов, авиатехнологий. Иначе зарубежным структурам запретят выполнять полеты в ЕС. Исключения сделаны только для авиакомпаний из третьих стран, которые транзитом пересекают территорию России.
На международные перевозки новые рестрикции повлиять не должны. Речь идет только о каботаже, то есть если какая-то иностранная авиакомпания начнет летать между двумя российскими городами, она может подпасть под санкции со стороны Евросоюза. Но по факту сейчас выполнять перевозки внутри России имеют право только местные авиакомпании. Вопрос о каботаже обсуждался, но не нашел широкого отклика у зарубежных перевозчиков.
Что касается поставок комплектующих или оборудования в Россию, они и так были ограничены. Все мы знаем, что прекращение легальных поставок не означает прекращения поставок вовсе. Можно предположить, что те компании, которые сочтут, что продолжение взаимодействия с Россией будет означать большие риски, будут просить большую премию за риск. Так или иначе, маловероятно, чтобы произошел какой-то серьезный поток отказов от сотрудничества. Как показывает практика, компания, для которой российский рынок был одним из важных, вполне может сделать хорошо замаскированный дочерний бизнес, чтобы сохранить сотрудничество с РФ.
Однако в связи с включением российских морских портов и аэропортов в санкционный список эксперты предупреждают о проблемах при доставке грузов в РФ. По их мнению, иностранные банки, логистические и страховые компании будут испытывать трудности при оплате, если в грузосопроводительных документах будут фигурировать санкционные пункты прибытия или перевалки грузов.
Авто
Также Евросоюз ужесточил запрет на автомобильные грузоперевозки, в том числе транзитные, по своей территории для зарегистрированных в ЕС операторов, которые на четверть или более принадлежат российскому физическому или юридическому лицу. Брюссель запрещает производить любые изменения в структуре капитала автотранспортных предприятий, которые могут привести к увеличению доли российского лица свыше 25%.
Банки
С 17 марта прекращается доступ к системе SWIFT для банков «Ак Барс», «Уралсиб», «Точка», НР-банк, Росэксимбанк, «Синара», Примсоцбанк, ВВР-банк, «Кубань Кредит», Кузнецкбизнесбанк, Мир бизнес банк, а также РНКО «Платежный конструктор» и НКО «Петербургский расчетный центр».
Впрочем, банки, находящиеся в SDN List, и так не могли использовать SWIFT, потому что банки-контрагенты не принимали от них не только деньги, но и финансовые сообщения. Неотключение ранее этих российских банков от SWIFT не давало им никаких преимуществ, так как они все равно не могли «вести полноценные расчеты в основных мировых валютах» (долларах и евро). Контрагенты принимали решение о сотрудничестве с банком в зависимости от токсичности национальности. Впрочем, новые меры могут несколько затруднить альтернативные каналы международных платежей и создать проблемы для оставшихся российских банков.
Что касается региональных банков, роль которых в трансграничных переводах в России действительно возросла после введения санкций против крупных системообразующих банков, то часть банков из списка до сегодняшнего дня сохраняли доступ к международным операциям, поэтому их отключение от SWIFT в краткосрочной перспективе может создать дополнительные риски для российской экономики. Однако к коллапсу или полной остановке внешнеэкономической деятельности это не приведет, так как рынок достаточно быстро подстроится под новые реалии.
Вместе с тем ЕС впервые ввел санкции в отношении банков из третьих стран, использующих российскую систему передачи финансовых сообщений (СПФС, аналог SWIFT), признав это мерами по обходу европейских санкций.
Это коснулось белорусских банков БелВЭБ и Белгазпромбанк, а также шанхайского филиала «ВТБ-Шанхай». Специалисты утверждают, что санкции ЕС в части СПФС не стали неожиданными. Ранее введенные США ограничения на подключение к СПФС и взаимодействие с подключенными к системе банками уже предупредили о последствиях ее использования и исключили участие в ней банков, которые не принимают на себя такие риски. К тому же есть и другие альтернативы SWIFT: в Китае есть система CIPS (используется для расчетов в юанях), а в Иране есть SUCRE, к которой подключены, например, банки из Венесуэлы и Эквадора.
Это вызовет некоторые сложности в расчетах, но не очень сильные. Существенная часть иностранных банков, которые подключены к СПФС, не стремятся разглашать эту информацию и не выносят ее в публичное пространство. Факт наличия операций с Россией у того или иного банка можно выявить только после проведения аудита или внешней проверки, что снижает риск попадания под санкции ЕС. Однако банки, сотрудничающие с СПФС, еще более усложнят проверки клиентов, чтобы снизить риски разглашения, что скажется на скорости и стоимости проведения международных платежей.
Что думают об этом в ВТБ?
Первый заместитель президента - председателя правления ВТБ Дмитрий Пьянов сообщил, что ограничения ЕС для иностранных финансовых организаций, использующих Систему передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России, мотивируют участников финрынка на развитие альтернативных решений.
Он сказал: "Вы преувеличиваете санкционную значимость этих шагов. Дело в том, что, по-моему, в ноябре прошлого года США ввели аналогичные ограничения в отношении СПФС. Мы не видели особого эффекта ни на наши операции, ни на операции сектора. Соответственно, все это будет иметь обратный эффект. Это будет мотивировать участников рынка на применение и развитие других альтернативных решений для межбанковской коммуникации, которая не повлияет на прохождение платежей".
Что еще?
ЕС ввел обязательство «доносить» в двухнедельный срок о любых подозрительных сделках, связанных с возможным обходом ограничительных мер ЕС, в специально организованные агентства по финансовой разведке в странах — членах ЕС. К категории обязанных относятся кредитные и финансовые учреждения, аудиторы, внешние бухгалтеры, консультанты по налогам, нотариусы, юристы, представляющие интересы клиентов в финансовых сделках или сделках с недвижимостью, или сделках по приобретению или продаже бизнеса, лица, оказывающие услуги управления трастами и компаниями, продавцы объектов искусства и т.д.
Следим за новыми санкционными ограничениями в отношении России в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://www.rbc.ru/economics/24/02/2025/67bc4f289a7947d484a43555
https://www.kommersant.ru/doc/7533214
https://rg.ru/2025/02/24/evrosoiuz-otkliuchil-13-rossijskih-bankov-ot-platezhnoj-sistemy-swift.html
https://www.rbc.ru/politics/24/02/2025/67bc316a9a79477492b294e0?from=newsfeed
https://www.alta.ru/logistics_news/117303/
https://www.kommersant.ru/doc/7533373
https://www.kommersant.ru/doc/7533570
https://www.interfax.ru/world/1010582