То, чего в последнее время многие опасались, вполне может случиться…
Пару дней назад Forbes опубликовал статью, где, ссылаясь на первоисточник Financial Times, рассказал, что среди западных чиновников зреют недовольства в отношении слишком тесного сотрудничества Турции с Россией.
На недавней встрече Путина и Эрдогана активно обсуждался вопрос расширения экономического сотрудничества и доведения торгового оборота между странами до 100 млрд долларов в год. Это, между прочим, очень серьезная цель: с Китаем в 2021 Россия наторговала на 141 млрд долларов. Таким образом, Турция может стать вторым по значимости торговым партнером России на фоне заморозки экономических связей нашей страны с Евросоюзом. За первое полугодие текущего года Турция и Россия уже наторговали на 33 млрд долларов – больше, чем за весь предыдущий год.
Однако важно в этом растущем торговом обороте разбираться. За счет чего растет внешняя торговля? Только ли за счет турецких товаров, активно занимающих место на российском рынке (кстати, так ли это?), или есть какие-то иные причины?
Статистика ФТС (как и многих других ведомств) с февраля 2022 года закрыта, и найти достоверную информацию о характере поставляемых в/из Турции товаров на наш рынок крайне сложно. Но есть косвенные и вполне объективные признаки того, что такой резкий скачок торгового оборота обусловлен, прежде всего, сильно возросшим транзитом европейских (и не только) товаров, которые сейчас под санкциями, через территорию Турции. Об этом свидетельствуют разные факты:
увеличившийся экспорт из Италии в Турцию и дальнейший экспорт из Турции в Россию практически в эквивалентных объемах и суммах;
очереди из фур на пограничных переходах в Грузии и Азербайджане, через которые проходит автотранспортный маршрут Турция-Россия;
большое скопление транзитных грузов в портовых терминалах крупнейшего порта Стамбул (срок ожидания вывоза может доходить до трех недель);
в разы увеличившийся трансфер денежных средств через турецкие банки в Европу, Канаду, США (в недружественные для нас страны).
Многие эксперты и с нашей, и с турецкой стороны открыто заявляют, что роль Турции сегодня – глобальный транзитный хаб товаров, предназначенных для России, но не произведенных в Турции.
Западные чиновники, естественно, такой ролью Турции не очень-то довольны. Они, хоть и не на официальном уровне, но грозятся применением вторичных санкций в отношении нового большого торгового партнера России.
При этом стоит отметить, что страны ЕАЭС и СНГ вообще приостановили российский транзит. Так, например, узбекские банки больше не регистрируют реэкспортные контракты Россия-Узбекистан-Европа (и другие по списку), прямо заявляя, что не хотят ввязываться в схемы обхода западных санкций. Казахстан с самого начала СВО не участвовал в таких сделках. В Армении большие сложности, а Грузия вообще грозится запретить транзит по своей территории санкционных грузов, следующих в Россию. На недавних переговорах с азербайджанским банком нашей компании также отказали в регистрации реэкспорта: боятся вторичных санкций.
В данных обстоятельствах только Турции и остается. Хотя и этот канал цепочки доставки может здорово сократиться, если не исчезнуть совсем. Напомним, что Турция – страна НАТО. Подобная позиция властей страны не может не вызывать рефлексии со стороны других участников альянса. Долго ли западные партнеры будут оставаться безучастными и не предпринимать активных действий по сворачиванию турецкого транзита?
Ясно одно: если на Турцию начнут оказывать давление, и турецкий транзит станет испытывать значительные сложности, кроме как импортозаместить европейские и прочие недружественные товары, больше ничего не останется. А это история не одного года, которая неизбежно связана с усугублением негативных последствий для экономики нашей страны.