Основатель и старший партнер компании Optimalog Георгий Властопуло рассуждает о вопросах стоимости грузоперевозок.
«По сравнению с 2022 годом, который был временем турбулентности и абсолютно непредсказуемых изменений, 2023-й стал годом относительной стабильности с точки зрения ценообразования почти по всем видам транспорта. На некоторых направлениях стоимость грузоперевозок увеличивается, что связано, прежде всего, с усложнением и удлинением маршрутов и не совсем логичными схемами, по которым выстраивается цепочка поставок.
Так, стоимость грузоперевозок морским транспортом на трейдах через дальневосточные порты выросла в 3–4 раза по отношению к 2021 году. Доставка 40-футовых контейнеров (FEU) железнодорожным транспортом с пиковых значений в $12–15 тыс. в моменте падала до $4 тыс. Аналогичная динамика наблюдалась и в сегменте автомобильных грузоперевозок. До начала СВО стоимость перевозок на турецком направлении составляла $4–5 тыс., после цена доходила до $12–15 тыс., а сейчас установилась в среднем на уровне $6–8 тыс. На китайском направлении в пиковые моменты цена составляла $10–15 тыс., сейчас — $4,5–6 тыс.
Суммы колеблются в зависимости от направления и дальности перевозки, динамики спроса и сложностей, которые периодически возникают на более благоприятных направлениях из-за ограниченности инфраструктуры. В целом после пиковых значений 2021–2022 годов стоимость снизилась, но так и не смогла вернуться к докризисному уровню. Нынешние цены на грузоперевозки на 50–70% или даже вдвое превышают показатели 2021 года.
Прогнозировать цены в текущем году сложно из-за крайней нестабильности современного мира. Но мы не ожидаем каких-либо кардинальных изменений, кроме, пожалуй, дальнейшего усложнения международных цепочек поставок, что неминуемо повлечет за собой рост издержек и стоимости грузоперевозок.
Традиционно самым дешевым считается морской транспорт. Однако стоимость грузоперевозки стоит рассматривать исключительно в совокупности всех влияющих на нее факторов: вид груза, его особенности, дальность доставки и сложность маршрута, сроки, в которые нужно выполнить перевозку, тип используемого транспорта, наличие дополнительных услуг. В определенных ситуациях рационально использовать авиа- или автодоставку. Например, при доставке груза из Китая с финансовой точки зрения выгоднее использовать мультимодальный сервис, но такой вариант может не соответствовать обозначенным срокам».
Источник: