Торговые связи РФ с Турцией, до сих пор остававшейся одним из дружественных партнеров, оказались под угрозой. Турецкие банки повсеместно отказываются работать с российскими. Ситуация начала осложняться еще летом, а резко обострилась после выхода 22 декабря указа президента США о вторичных санкциях.
Речь идет как о разрыве корреспондентских отношений, так и о приостановке обработки платежей без формального закрытия договоров. Но есть и исключения — например, в отношении дочерних иностранных банков в России.
По словам старшего партнера компании «Оптималог» Георгия Властопуло, который занимается международными перевозками, банки республики прекратили принимать платежи из России лишь в долларах и евро. Случилось это еще в начале осени. Платежи в лирах и рублях отправлять можно. Однако не все банки, даже из списка лояльных, стабильно принимают эту оплату. Но в целом, бесспорно, роль Турции как импортера и транзитного партнера неуклонно снижается, отмечает Властопуло.
«Ситуация такая: в рублях они принимали деньги и принимают. Но отслеживают дальнейшие движения: из рублей же все равно конвертируется в евро, доллары или еще куда-то — вот там они отслеживают трансграничный платеж. И, к сожалению, его не совершают. Что касается лиры, там тоже есть транзакционные издержки достаточно большие, связанные просто с кросс-курсами. Покупая здесь лиры и ими оплачивая, вы потеряете от 1,5% до 3%. Если отправлять рубли и там покупать лиры, то курс покупки лиры, который обеспечивает банк, например, естественно, выше, чем курс, который торгуется на бирже. При этом, несмотря на то что рубль вроде как не отслеживается SWIFT и лира тоже, все равно они опасаются, что возможны санкции. По крайней мере, нам это транслировалось в переговорах».
Среди крупных участников расчетов с РФ называют Nurol Bank, с которым работали около 40 отечественных кредитных организаций, и Emlak Bank. Корсчета российских банков в Турции открывались в лирах, долларах и других валютах — отдельные банки принимали платежи в рублях.
Развитие СПФС (российский аналог SWIFT) проблему полностью не решает, поскольку платежи по ней проводятся в рамках корреспондентских отношений.
Вместе с тем, это не первые проблемы во взаимоотношениях российских организаций с турецким рынком и финансовыми организациями. До сих пор тревожные ситуации не оборачивались катастрофами. Есть предположение, что Турция все еще заинтересована в выполнении роли товарно-транспортного хаба между РФ и Европой.
Но если риски окажутся для турецких банков слишком велики, единственным эффективным вариантом, по мнению участников финансового рынка, станет налаживание расчетов с Турцией через банки третьих стран, в том числе СНГ. Есть достаточно много способов проведения платежей через дружественные юрисдикции Армении, Киргизии и т. п. Можно использовать при этом компании из других стран в качестве платежных агентов, чтобы «убрать российский след». Это, конечно, удорожает расчеты.
Скорее всего, полной остановки торговли между странами не произойдет, поскольку поставки товаров, которые не находятся под санкциями и не обладают двойным назначением, не ограничиваются.
Источники:
https://www.bfm.ru/news/542230
https://www.kommersant.ru/doc/6454712