Еврокомиссия решила профинансировать до 85% стоимости строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica в связи с ее экономическим и военным значением. Строительство дороги имеет большое значение в контексте скорого присоединения к НАТО Швеции и Финляндии. В перспективе ветка Rail Baltica может быть протянута по территории Украины до Николаевского порта. Сумма, которую готов выделить Брюссель, не была озвучена.
В прошлом году сметная стоимость строительства железнодорожной артерии выросла с прогнозировавшихся в 2017 году €5,6 млрд до €7 млрд. До обострения российско-украинских отношений эксперты оценивали реальные расходы на Rail Baltica в размере €10—12 млрд. Сейчас в учет следует принимать экономический кризис, инфляцию и другие негативные факторы. Потенциальные затраты могут превысить €15 млрд.
Напомним, Rail Baltica должна соединить Прибалтику с остальной Европой и решить проблему отсутствия прямого пассажирского сообщения между Литвой, Латвией и Эстонией. Магистраль планируется протянуть через Вильнюс, Каунас, Ригу и Таллин. Из Литвы должна быть построена железнодорожная ветка до Варшавы и Берлина.
Общая протяжённость Rail Baltica в странах Балтии составит 870 км. Предполагается, что 392 км новых железных дорог будут построены в Литве, 265 км — в Латвии, 213 км — в Эстонии.
История вопроса
Ещё в 1990-е годы у властей прибалтийских государств родилась идея построить международную магистраль. В 2001 году министры транспорта этих стран подписали договор о строительстве.
Но практическая реализация плана серьезно затянулась. Только в конце 2011 года Литва, Латвия и Эстония достигли договорённости о создании совместного предприятия (RB Rail) для развития проекта. Польша и Финляндия присоединились позднее к прибалтийским республикам.
В 2015-м участники Rail Baltica объявили о намерении запустить строительство магистрали в 2018 году и закончить работы в 2025-м. Первоначально заявленные сроки не были соблюдены.
В 2019 году Финляндия приостановила практическую реализацию Rail Baltica, заявив о намерении развивать национальную инфраструктуру.
Страны Балтии начали реализовывать проект самостоятельно, запустив строительство отдельных участков. Сроки завершения строительства железнодорожной артерии много раз переносились. По последней информации работы должны быть завершены в 2027 году.
Мнение экспертов
Эксперты отмечают, что строительство Rail Baltica невозможно без денег Евросоюза. При этом до спецоперации в Брюсселе не торопились выделять средства на реализацию проекта, который является убыточным с экономической точки зрения.
Нынешняя железнодорожная инфраструктура прибалтийских государств ориентирована на обеспечение работы портов и транзит, объём которого заметно сократился из-за ухудшения отношений с Россией и Белоруссией.
Транзит российских и белорусских товаров значительно сократился. В итоге Прибалтика с трудом поддерживает в нормальном техническом состоянии нынешнюю железнодорожную сеть. Замену перевозкам российских и белорусских товаров Литва, Латвия и Эстония не нашли. Сложно представить, что страны могли бы самостоятельно строить, содержать и обслуживать новые железные дороги.
Важен тот факт, что Rail Balticа будет представлять собой артерию с европейской колеёй шириной 1435 мм. При этом со времён Российской империи железнодорожная сеть Прибалтики состоит из путей шириной 1520 мм. Получается, что в Латвии, Литве и Эстонии будут пути сразу с двумя типами колеи. Это естественным образом затруднит эксплуатацию и приведёт к удорожанию обслуживания железнодорожных магистралей
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло заявил, что в сложившихся политических реалиях у прибалтийских республик возросли шансы на получение необходимого финансирования работ по Rail Balticа.
«В нынешнее непростое время Евросоюз, как мне кажется, может отказаться от отдельных инфраструктурных проектов, но в случае с Rail Balticа этого, скорее всего, не произойдёт по политическим причинам».
Источник:
https://russian.rt.com/ussr/article/994659-baltica-zheleznaya-doroga-stroitelstvo