Весной 2023 года начали действовать новые программы по установлению тарифов на страхование в секторе грузоперевозок. Теперь их величина составит 0,1% от объявленной стоимости транспортируемого груза. Мера нужна, чтобы стабилизировать ситуацию в страховом сегменте, усугубившуюся за последние два года.
Почему растут тарифы?
Основные причины изменения условий страхования:
уход из отрасли зарубежных партнеров;
более весомые и обширные риски;
постепенный переход страхования в новый формат.
Тарифы ОСАГО тоже вырастут. Но не для всех
Центробанк в 17 раз увеличил тарифы ОСАГО для грузовиков из «недружественных стран», в частности, для фур, зарегистрированных на иностранных физических или юридических лиц и временно заезжающих на территорию России. Для них коэффициент территории вырос с чуть менее 2 до 30, то есть более чем в 17,5 раз. Это связано с тем, что с 1 июля российские международные страховые полисы — «Зеленые карты» — не действуют за рубежом, а иностранные — в России.
Теперь перевозчики должны будут на границе покупать страховку, стоимость которой и будет рассчитываться по новым тарифам.
Сейчас базовый тарифный коридор для грузовиков, например, до 16 тонн, находится в диапазоне от почти 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб. При этом, по данным Евросоюза, в прошлом году импорт товаров из ЕС в Россию сократился на 52%, а по несанкционным категориям — более чем на 10%.
К тому же Россия запретила европейским грузовикам заезжать на территорию страны. Исключения сделаны только для фур, которые провозят, например, косметику, овощи и фрукты, табак или фармацевтические препараты. Всего в перечне исключений — примерно 40 товарных групп.
Теперь их доставка подорожает пропорционально увеличению тарифов на страховку, считает гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
«За все опять заплатит обычный потребитель, потому что транспортная компания, которая перевозит те незначительные грузы, еще оставшиеся в ЕС для беспрепятственного ввоза на территорию Российской Федерации, просто этот тариф "зашьет" в себестоимость услуги, фрахт поднимется ровно на эту величину.
Стоимость этого полиса размажется, условно говоря, по себестоимости, приходящейся на единицу товара, и в конечном итоге мы с вами за него заплатим, потому что ни россияне, ни белорусы сейчас толком не могут заехать на территорию Европейского союза.
Кроме того, сегодня ставки фрахтов — это вообще величина абсолютно условная с точки зрения индикатива. В зависимости от того, где какой закон издан, игроки рынка могут добавить 30% к своим расценкам, затем снизить их на 20%, а потом поднять на 50%. То есть сейчас цена пляшет плюс-минус €2-3 тыс., потому что вот такой рынок сегодня».
Новые правила для грузовиков из «недружественных стран» вступят в силу 11 сентября. Изменения не затронут легковые автомобили и мотоциклы физических лиц.
Вместо вывода
Очевидно, что страховой рынок изменился. Понятно, что стабилизации ситуации не следует ждать в ближайшие несколько лет. Риски возрастают практически ежедневно. Вместе с тем грузовладельцы не теряют оптимизма. Большая часть страхователей считает, что прежние методы управления стоимостью страхового полиса всё ещё остаются в силе. Речь идёт о франшизе в пределах России, о генеральном полисе «от всех рисков» (хотя условия по ним невероятно ужесточились) и о тендерах, которые теперь легко проходят онлайн.
Источники: