Страхование при перевозке грузов становится одним из наиболее действенных механизмов предотвращения рисков повреждения или гибели перевозимого груза, особенно при международных перевозках. Важность данного аспекта обусловлена «мягким» нормативным регулированием вопроса ответственности перевозчика, особенно при железнодорожном и морском видах транспортировки.
Следует отметить, что при ввозе товара на территорию РФ наиболее часто применяются базисы поставки EXW, FCA, FOB, при которых страхование груза не входит в обязанность ни одной из сторон договора, таким образом, обязанность страховать груз имеет исключительно диспозитивный характер, может проистекать из договорных обязательств, но в большинстве случаев осуществляется непосредственно получателем груза, так как именно он несет риски случайной гибели товара. Кроме того, страхование грузов выгодный механизм для получателя груза в силу наличия возможности возмещения причиненного ущерба в полном объеме и в довольно короткие сроки, что не наблюдается при рассмотрении вопроса возмещения перевозчиком, а также его подрядными организациями.
Хотя страхование грузов является разновидностью имущественного страхования, однако следует обратить внимание и учесть в договоре страхования, что страхование при разных видах перевозок имеет значительные особенности правового регулирования, например, при морских перевозках в виде обязательного наличия морских опасностей и случайностей, выступающих в роли уровня рисков в дополнение к тем, которые обычно страхуются перевозчиками или получателями груза. Данные виды рисков являются второстепенными или составляют дополнительный уровень рисков к тем, которые указаны в п. 2 ст. 929 ГК РФ. Тем самым формируется двухуровневая система рисков, которая отделяет морское страхование от иных видов имущественного страхования.
Все большее распространение получают мультимодальные перевозки, которые характеризуются использованием нескольких видов транспорта в процессе перевозки, для наибольшей защиты интересов имеет смысл включать в договор страхования условие по страховании груза несколькими видами транспорта, а именно: автомобильным, морским, воздушным, железнодорожным транспортом как по территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Например:
Компания организовала мультимодальную перевозку груза в морском контейнере на условиях FOB (Инкотермс) по маршруту порт Шанхай, Китай - порт Владивосток, Россия; ж/д ст. Владивосток – ж/д ст. Екатреинбург; склад в г. Екатеринбург.
В страховом сертификате указала перевозку мультимодальным путем и прописала перевозку Море – ж/д – Авто.
При получении груза в Екатеринбурге было выявлено повреждение груза.
В этом случае Страхователь имеет право на компенсацию причиненного ущерба без разбирательства на какой именно стадии перевозки был поврежден груз.
Также следует обратить внимание в некоторых случаях при согласовании условий страхования импорта целесообразно в страховую сумму включить расходы, связанные с организацией перевозки, хранения груза, уплатой таможенных пошлин и прочих сборов, которые в последствии могут быть подтверждены документально. Такого рода расходы имеет смысл включать в страховой полис когда транспортировка включает в себя перевозку несколькими видами транспорта. Однако, следует понимать, что страховая выплата, компенсирующая расходы по таким платежам, будет покрывать только расходы по этапам перевозки, предшествующим этапу, на котором произошел страховой случай.
Например:
Компания организовала мультимодальную перевозку груза в морском контейнере на условиях FOB (Инкотермс) по маршруту порт Шанхай, Китай - порт Санкт-Петербург, Россия - склад в г. Екатеринбург, Россия.
В страховую сумму при страховании импортной перевозки были включены:
-
стоимость груза по инвойсу;
-
стоимость морского фрахта, оплаченного по предоплате (freight prepaid);
-
таможенные платежи (они были известны, т.к. товар ввозился в Россию ранее).
Из Китая до порта Санкт-Петербург контейнер был доставлен без происшествий, но при перевозке груза автомобильным транспортом в Екатеринбург груз был похищен неустановленными лицами.
В этом случае Страхователь вправе рассчитывать на компенсацию не только стоимости груза, таможенных платежей, но и транспортных расходов, т.к. они были им фактически понесены и оплачены.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что страхование – это важный этап в процессе перевозки, который необходимо заранее ответственно и внимательно проработать в соответствии со спецификой перевозимого груза.