Похоже, близится к завершению конфликт вокруг запрета транзита российских товаров через Литву в Калининград. Вчера были опубликованы разъяснения Еврокомиссии о порядке применения санкций против РФ к транзитным перевозкам.
В документе сказано: «Автомобильный транзит подсанкционных товаров российскими компаниями не разрешен в соответствии с ограничительными мерами ЕС». Железнодорожный транзит в Калининград товаров мирного назначения не запрещен, однако их перевозки должны быть предметом «целенаправленного, пропорционального и эффективного контроля» со стороны властей государств ЕС. Особо подчеркивается: «Странам ЕС нужно проверять, чтобы объемы транзита соответствовали средним показателям, зафиксированным в течение последних трех лет. В особенности это касается спроса на основные товары». Отмечается также, что государства-члены должны отслеживать необычные потоки товаров или тенденции, которые могут свидетельствовать о попытках обхода Москвой европейских санкций.
При этом речь в разъяснениях Еврокомиссии идет о всех невоенных товарах, попадающих под санкции. Транзит товаров и технологий военного или двойного назначения категорически запрещен, независимо от выбранного способа транспортировки.
В МИД Литвы положительно оценили разъяснения ЕК. В российском внешнеполитическом ведомстве заявление Брюсселя назвали «проявлением реализма и здравомыслия», но при этом отметили, что вопросы по содержанию документа остаются.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова пообещала, что «российской стороной будет налажен плотный мониторинг того, как указанные шаги ЕС будут реализовываться на практике».
Участники рынка грузоперевозок считают, что снятие запретов на железнодорожные перевозки в Калининград — позитивный шаг. Железнодорожный транзит в Калининград весьма значим в объемах. При этом подкрепление Евросоюзом решения об остановке автомобильных перевозок вызывает вопросы.
По мнению генерального директора компании «Оптимальная логистика» Георгия Властопуло, сейчас имеет место торг между Россией и Евросоюзом по вопросу исключений для автодорожного транзита.
Он напоминает, что у России остается возможность запретить доступ в страну европейским автоперевозчикам в ответ на пятый пакет санкций ЕС, закрывший доступ российских перевозчиков на территорию союза. Эти меры до сих пор не приняты, но на их необходимости настаивает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), а Минтранс и Минпромторг обещают прийти к решению до 1 августа. Также возможен более широкий запрет на транзит товаров через Литву, что поставит в тяжелое положение литовских перевозчиков. Возможно, поэтому, как предполагает Георгий Властопуло, МИД РФ и взял паузу на изучение предложений Еврокомиссии.
Источник: