Представители российского бизнес-сообщества жалуются на очереди на пропускных пунктах с Китаем. Многокилометровые пробки выстраиваются на пунктах из-за резко возросших объемов перевозок после закрытия многих морских маршрутов. Водители большегрузного транспорта могут стоять там неделями. Проблема, которую впервые подняли для обсуждения еще семь лет назад, до сих пор не решена.
Пропускная способность пограничных переходов для автопоездов составляет около 500 транспортных средств в сутки. Этого недостаточно. Участники рынка говорят о том, что должно быть 16 тысяч — в 32 раза больше. Электронные очереди не способны решить проблему. Необходимо строительство пропускных пунктов, о чем было поручение еще в 2015-2016 годах. Нормального транспортного сообщения, транспортного коридора с Китаем на сегодняшний день нет. Соответственно, нет нормальной торговли. Бизнес не может возить промышленную продукцию. Элементарная логистика для этого отсутствует.
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло комментирует:
«У нас самый крупный пункт пропуска через границу России и Китая — это «Маньчжурия — Забайкальск». Недавно был открыт дополнительный пункт пропуска «Благовещенский» через реку Амур, но пока не вышел на проектную мощность. Основной поток грузов идет через Забайкальск, пропускная возможность машин 240 или 270 единиц ежедневно, а пункт пропускает на уровне 120-130 машин. Наземные пункты пропуска не были готовы к такому резкому увеличению объема перевозок, естественно, они не справляются. Пропускную способность как минимум в три раза нужно увеличивать, а то и в четыре раза. Казахстан сейчас лучше не рассматривать как страну-транзитера, потому что Казахстан с осторожностью подходит к транзиту грузов через свою территорию, которые едут в Россию. Если смотреть автомобильный транзит, то это только «Маньчжурия — Забайкальск», это новый Благовещенский мост, возможные транзиты через Монголию, но это усложнение и удлинение схемы перевозом. Да, мы испытываем сейчас сложности, сейчас последний раз была очередь на несколько дней. Плюс ко всему есть и электронные очереди. Справедливости ради стоит отметить, что РЖД достаточно большие деньги инвестировали в развитие Забайкальского терминала. Что имеем, тому и рады, никто не предполагал такого развития событий, которое мы видели в марте, когда крупные морские перевозчики просто отказались обслуживать порты России. Это огромный поток контейнеров, который мы оцениваем где-то в 300-500 тысяч в эквиваленте 20 футов, который шел из Юго-Восточной Азии, но преимущественно из Китая в Санкт-Петербург. Вот весь этот выпадающий поток пошел либо по железной дороге, либо автомобильным транспортом, либо через Владивосток».
Аналогичная ситуация складывается и на границе по переходам в Турцию через Грузию на КПП «Верхний Ларс».
Сейчас правительство принимает программу, чтобы перенастроить это направление, может быть, перебросить каких-то таможенных сотрудников с европейского направления, где они просто стоят, на южное.
Связанные с простоями в очередях издержки транспортных компаний неминуемо ложатся на плечи конечного потребителя.
Во втором квартале текущего года выросли перевозки из России в украинском направлении. Увеличились также поставки в Армению, Турцию, Китай, Грузию и Азербайджан.
Источник: