9 февраля министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Каминьский объявил о закрытии погранперехода в Бобровниках на границе с Белоруссией (сопредельный пункт Берестовица) с 10 февраля. После этого на белорусско-польской границе действовали два ПП – один для грузового ("Козловичи-Кукурыки"), другой для легкового ("Брест-Тересполь") транспорта.
В ответ на решение поляков власти Беларуси ограничили въезд на территорию своей страны польским фурам. Согласно соответствующему постановлению, движение грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в Польше, для совершения грузовых операций или перецепки должно было осуществляться только через белорусско-польский участок государственной границы Беларуси.
Ответ со стороны Польши не заставил себя долго ждать. Вчера поступила новость о том, что с 21 февраля с 19:00 (21:00 мск) МВД Польши ограничивает движение грузовиков на последнем работающем пункте пропуска с Белоруссией — Кукурыки-Козловичи.
В сообщении ведомства сказано: "В связи с введенными белорусскими властями ограничениями для польских перевозчиков относительно возможности пересечения границы на белорусско-литовском и белорусско-латвийском погранпереходах министр Мариуш Каминский принял решение ограничить движение белорусских грузовых автомобилей на погранпереходе Кукурыки - Козловичи".
Исключение составят фуры, зарегистрированные в государствах — членах ЕС, Европейской ассоциации свободной торговле (ЕАСТ). Соответственно, ограничения касаются более широкого круга автоперевозчиков, в том числе из балканских и среднеазиатских стран.
Если раньше белорусские грузовые автомобили могли пересекать границу с ЕС при условии наличия прицепа РБ, также в исключениях значились товары фармацевтической промышленности, гуманитарные, опасные грузы и т.п., то сложившаяся ситуация позволяет предположить, что теперь запретят все без исключений.
Обстановка сегодня
Кстати, вчера очередь из грузовиков на единственном работающем пограничном переходе для большегрузов на польско-белорусской границе достигала на стороне Польши 60 км. Время ожидания составляло 63 часа. Польские таможенники признали проблему, отметив, что в пятницу в очереди было 550 грузовиков, а в воскресенье уже 2 тыс., утром в понедельник - 1,9 тыс. "Санкции снизили пропускные возможности перехода", - указал пресс-секретарь таможенной службы в Люблине Михал Дерус.
Переориентировать большегрузы на другие направления пока нельзя, подчеркнул гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло: «Скорее всего, они просто достоят там до победного и пройдут эту границу. Потому что если транспортное средство не имеет разрешения на проезд с грузом через сопредельную страну, то оно никаким образом не поедет по другому пути, потому что не может изменить свой транзитный маршрут. Возможно, будут какие-то меры со стороны самих перевозчиков, может быть, они обратятся в какие-то ассоциации».
Последствия
Для России данные запреты особой роли не сыграют, так как главный удар уже был нанесен пятым пакетом санкций, запрещающим въезд в ЕС российских и белорусских автоперевозчиков. Что касается Польши, то она таким образом практически полностью лишила себя транзита, а своих перевозчиков заработка.
Эксперты также ожидают роста нагрузки на литовско-белорусские погранпереходы, отмечая, что Литва на днях также перестала сотрудничать с Белоруссией по организации бесперебойного потока транспорта через границу.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5839944
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17096191
https://www.rbc.ru/society/20/02/2023/63f3851b9a7947038f75c8e2
https://www.kommersant.ru/doc/5840030
https://www.kommersant.ru/doc/5838715
https://www.interfax.ru/world/887044
https://www.rbc.ru/politics/09/02/2023/63e4cbad9a79471a37863607
https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/february/73269/
https://www.kommersant.ru/doc/5840326