Россияне, планирующие заказать в китайских интернет-магазинах подарки к Новому году, рискуют не успеть получить товары до 31 декабря. Главная причина задержек на сегодняшний день – перегруженность морского порта во Владивостоке и железной дороги, по которой грузы везутся с Дальнего Востока в Центральную Россию. Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло полагает, что нужный товар может не успеть приехать, даже если сделать заказ прямо сейчас:
— Дальневосточный округ, все порты Владивостока абсолютно перегружены на сегодняшний день. Под словами «абсолютно перегружены» я имею в виду, что суда могут стоять на рейде в ожидании очереди на выгрузку от пяти до 20 дней, в зависимости от перевозчика. Если это российский перевозчик, Fesco, например, он идет по приоритету, Cosco — тоже большой перевозчик, идет по приоритету. Если это китайские суда, очередь на выгрузку может доходить до месяца. Если сейчас заказать груз в Китае, у меня большие сомнения, что он будет доставлен до Нового года. Мы клиентам рекомендуем закладывать срок поставки в контрактах не меньше 90 дней, потому что понимаем, что 45-50 дней — это очень хороший расклад, а в среднем —два-три месяца везут груз из Китая в Россию, если мы говорим о генеральных грузах, о контейнерных грузах. Понятное дело, что есть воздушные перевозки, но невозможно повезти 10 тонн воздухом, это будут сумасшедшие деньги.
— Какие варианты? Может, обходные пути через Турцию, через что-то еще?
— У нас есть четыре варианта.
Морские варианты — это Северный морской путь, но там проблемы с навигацией, которая длится всего четыре-пять месяцев в году, и она закончилась как раз в октябре. Сейчас корабли могут пройти только с помощью ледоколов, которых и так не хватает, для обеспечения отдаленных населенных пунктов.
Есть путь через Новороссийск, то есть использовать Турцию как транзитный хаб. Но там большие проблемы из-за близости к зоне проведения специальной операции, контейнеры могут ожидать перегрузки в порту отправления до месяца.
Между Турцией и Россией с конца лета действует паромное сообщение для транспортно-грузовых средств. Паромы типа Ro-Ro. Автотранспортные средства загружаются на эти паромы в портах Самсон и Карасу и следуют до порта Кавказ либо Новороссийск. Паромы, вышедшие еще в начале октября, не дошли до порта Кавка: находятся в море на рейде, не могут причалить к порту Кавказ по каким-то причинам. Причины нам никто не называет, но мы понимаем, что это связано с событиями на Крымском мосту. Никто не говорит, когда все-таки порт Кавказ примет эти паромы и примет ли вообще, будут ли они перенаправлены на другие порты и как строить сейчас паромную логистику. Будет ли она работать в ближайшее время или все-таки нужно перестраивать логистические цепочки другим образом?
Остается еще морской путь через Санкт-Петербург, но туда идут точечные отгрузки. После ухода западных логистических гигантов, таких как MSC, Maersk, Санкт-Петербург принимает совсем незначительное количество грузов. Российские компании пытаются наладить поставки, но пока к существенным успехам это не привело.
Четвертый путь, наиболее оптимальный с точки зрения альтернативы Владивостоку, — это железнодорожные перевозки из Китая, но тоже есть сложности. Китай, начиная с июля, сократил квоты на отправку поездов в Россию. К тому же на погранпереходах тоже порой возникают заторы, а некоторые участники рынка жалуются на проблемы на казахстанской таможне, где грузы проверяют на предмет санкционных товаров.
В настоящее время многие участники рынка активно переносят логистику на прямой железнодорожный маршрут из Китая. Так как есть прецеденты, когда суда, груженные контейнерами, ожидали на рейде обслуживания в порту Владивостока 3-4 недели и больше и, так и не дождавшись, разворачивались и уходили в Корею.
Эксперты говорят о росте импорта в Россию из Китая более чем на 18% по итогам десяти месяцев. Таким образом осуществляется замещение поставок из европейских стран. При этом официальная статистика по товарообороту между странами сейчас недоступна. ФТС России перестала публиковать ее еще в апреле текущего года.
Источник:
https://www.bfm.ru/news/512446