Многокилометровые заторы из фур собрались на границе Латвии с Россией. На пунктах пропуска скопилось более 1,2 тыс. грузовиков. Из них около 850 находятся на пограничном переходе Терехово, а остальные — в Гребнево. Общая протяженность затора превышает 16 км — это больше, чем расстояние от центра Москвы до МКАД.
Переходный период, в течение которого разрешалось доставлять из ЕС отдельные подпавшие под санкции товары, закончился 10 июля. Предполагалось, что после этой даты проблема с пробками исчезнет. Но очереди сохраняются даже спустя неделю.
В результате снова подорожала логистика. В три раза возросла стоимость доставки одного контейнера из Риги в Москву. Из-за логистических проблем более чем в четыре раза увеличилось время ожидания груза из Риги в Москву. Если раньше груз шел до одной недели, в среднем три-четыре дня, то сейчас — до месяца. Причины: очереди на границе и сложности с подбором водителей.
Российские организации могут принимать грузы только на своей территории или в Белоруссии. Приходится перецеплять так называемую голову машины, так как забирать контейнеры оттуда российские компании сейчас не могут. Пробки на границе не прекращаются последние четыре месяца.
По информации СМИ, затор может сохраняться шесть дней. Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло считает, что так быстро справиться с многокилометровой пробкой у таможенников, скорее всего, не получится. «Часть грузов забрали от отправителей еще до 10 июля, например, из дальних регионов Европы, то есть инвойсы и транспортные документы были выписаны до этой даты.
Пограничная служба Латвии часто отказывает в пропуске транспортных средств через границу, либо очень щепетильно относится к проверке сопроводительных документов на товары. Это и вызывает очереди. Пропускная способность и до этого снизилась до 60% в сутки еще до 10 июля. Предполагаем, что в течение ближайшей недели-двух очередь рассосется.
Правоприменительная практика заключается в том, что санкционный регламент, который как раз таки вступил в силу 10 июля, достаточно четко обозначает эти 94 группы товаров. Но проблема заключается в том, что сами пограничные службы зачастую не смотрят на описание товара, а смотрят на товарную группу кода. Они считают, что раз товары, которые подпали под санкции, относятся к этим группам, значит, и остальные, относящиеся к ним, тоже санкционные. Это, конечно же, неправильно.
Сейчас они просто обработают это большое скопление грузовых транспортных средств. Те, которые считают нужным пропустить, поедут дальше. А те, к которым возникнут дополнительные вопросы, скорее всего, будут задержаны. После этого придется дожидаться дополнительных разъяснений и от логистических компаний, и от отправителей. Товары, к которым имеется наибольшее число претензий, либо вернут на ближайшие склады где-нибудь в Прибалтике, либо вернут отправителям».
С 8 апреля Брюссель запретил перевозить товары на российских грузовиках. Теперь Минтранс хочет принять аналогичную меру. Таким образом, по территории Евросоюза продукцию будет доставлять один перевозчик, а по России — другой.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5469298