В пятничном эфире на телеканале РБК обсуждали отношения России и Турции, в том числе политику, торговлю и, конечно, логистику. В беседе принял участие генеральный директор Optimalog Георгий Властопуло. Он прокомментировал текущую ситуацию относительно поставок товаров через Турцию.
«Конечно же, мы оцениваем движение товаров через Турцию. Эта страна действительно стала главным транзитным хабом, в первую очередь для европейских товаров, поставляемых на территорию РФ в рамках косвенного импорта.
В марте Турция ввела ограничения на транзит ряда товаров. Они действуют де-юре до сих пор, де-факто есть определенные кейсы, позволяющие обойти эти ограничения.
Турция, безусловно, и сама отслеживает, какие товары она «транзитит» через свою территорию. В последнее время мы сталкиваемся с увеличившимся количеством банковского комплаенса, потому что в первую очередь банки отслеживают транзакции. Сталкиваемся также с некоторыми сложностями при транзите товаров, когда турецкие таможенные органы могут наложить вето в оформление того или иного груза по причине того, что он может относиться к ярко выраженным санкционным товарам, прежде всего, двойного или военного назначения.
Стоит отметить, что экспорт из Турции в РФ, то есть для нас импорт, в том числе который идет в рамках косвенного импорта, стал снижаться по сравнению с показателями января и февраля. Это снижение оценивается примерно в 6-7%. Если взять пики, например, декабрь, когда из Турции импортировано товаров почти на 1 млрд 300 млн, то в сравнении с ним настоящее снижение можно оценить в 18-20%.
Можно констатировать (и мы это тоже физически замечаем), что Турция стала ограничивать транзит товаров через свою территорию теми или иными способами, опасаясь ли вторичных санкций либо понимая, что это является неким предметом торга и переговорной позицией с Россией. Так или иначе транзит через Турцию начинает сокращаться.
Плюс ко всему нужно отметить, что и ЕС более тщательно стал следить за движением товаров, документально и физически отслеживая перемещение товаров и выходов с территории Европейского союза. Если груз идет в Турцию, то ЕС может запретить его выпуск через свои границы. Такие пути уже заблокированы Евросоюзом.
В связи с этим нельзя сказать, что ситуация абсолютно такая же, какая была в 2022 году. Она, не сказать, что значительно, но усложнилась».
Посмотреть полную запись эфира можно по ссылке https://youtu.be/2-7A3o2B7u0