После бурного роста в прошлом году лизинговый рынок на Урале продолжает снижать обороты.
Одна из причин — изменение кредитно-денежной политики ЦБ и повышение ключевой ставки, а также увеличение утилизационного сбора, что привело к росту стоимости фондирования.
Сильнее всего пострадал лизинг корпоративного бизнеса, в частности железнодорожного транспорта и строительной техники.
Основным драйвером развития лизинга в регионе, как и по всей стране, остается грузовой и легковой транспорт. В регионе показатели сферы лизинга также растут за счет активного обновления городских автопарков общественного транспорта — лизинг для муниципальных предприятий является одним из эффективных и востребованных инструментов для модернизации.
Основной и уже знакомой проблемой для розничного сегмента является уход с рынка иностранных производителей техники и оборудования. В высокой степени бизнес перестроился на китайскую технику — сейчас она занимает лидирующие позиции в портфелях многих лизинговых компаний. Однако полностью преодолеть проблему дефицита европейских брендов пока не удается, так как многие виды техники и оборудования в стране не производятся либо их технические характеристики не отвечают требованиям заказчиков. Поставки иностранных брендов продолжаются, но по сложным схемам, с использованием третьих стран, что ведет к увеличению стоимости и сроков доставки. В связи с этим активизировался вторичный рынок лизинга, где предлагают не новое оборудование и технику, а бывшее в употреблении, но восстановленное. Некоторые участники рынка сохраняют в своем портфеле европейские бренды, но также отдают предпочтение российским маркам.
Впрочем, дефицит транспорта на рынке по-прежнему сохраняется, а средний возраст грузовой техники увеличивается. Ситуация обострилась на фоне развития интернет-торговли и роста внутригородских грузоперевозок, которые повысили спрос на грузовые автомобили малой грузоподъемности (LCV). Но главная проблема — повышение аварийности на транспорте, с которым сталкивается из-за этого рынок.
Все это приводит к тому, что небольшие компании, занимающиеся автомобильными грузоперевозками, начинают отказываться от грузовиков в лизинг из-за роста его стоимости и переходить на аутсорсинг, сообщил старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло. «Ставки по лизинговым договорам значительно выросли, поэтому малым и средним транспортно-логистическим компаниям приходится отказываться от парка. При текущем уровне стоимости основных средств и долгосрочной аренды работа в лизинг с каждым годом будет только в убыток. Ситуацию также усложняют новые ставки утилизационного сбора, вступившие в силу 1 октября. В результате многие начинают переключаться на аренду подержанной техники»,— пояснил он. При этом в преддверии повышения утильсбора некоторые компании отмечали ажиотажный спрос на предметы лизинга.
Несмотря на сложную для лизинга конъюнктуру, его значимость для экономики растет. Совокупный лизинговый портфель на конец 2024 года может превысить 13,5 трлн руб., а доля лизинга в ВВП составит около 2%. Вместе с тем в будущем инфляционная составляющая может накопить критическую массу, что выльется в чрезмерно обременительные объемы лизинговых обязательств для клиентов по новым и текущим договорам.
Больше экспертных мнений на тему ВЭД вы найдете в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник: