Между Россией и Китаем открылся еще один логистический маршрут. По новому железнодорожному мосту через реку Амур в Еврейской автономной области прошел первый грузовой состав. В вагонах поезда сотни тонн железной руды, добытой на месторождениях Еврейской автономной области. Пункт назначения — китайский город Тунцзян. Впервые за долгие годы партию везут заказчику напрямую по самому короткому пути. Упростить маршрут удалось благодаря открытию железнодорожного моста через Амур, который надежно связал приграничные территории дружественных стран.
Поможет ли новый мост разгрузить существующие маршруты и ускорится ли процесс доставки грузов из Китая?
Строительство
На границе России и Китая действует 24 погранперехода. Один из них расположен в селе Нижнеленинское в Еврейской автономной области. Раньше он был только автомобильным и речным. Железнодорожным пункт пропуска стал после открытия моста через Амур. Еще в 2008 году заключили соглашение о строительстве.
Уже в середине 2000-х, когда первый железнодорожный мост между Россией и Китаем существовал только в виде эскиза, было очевидно: с точки зрения логистики проект перспективный и, по сути, неизбежный. Между приграничным селом Нижнеленинское и столицей Еврейской автономии Биробиджаном давно проложено полотно. Продлить этот участок Транссиба до противоположного берега Амура в Китай было делом времени и инвестиций.
Активные работы по возведению моста начались 8 лет назад. Российские и китайские строители трудились по единому проекту и день за днем продвигались навстречу друг другу. Общими усилиями российские бригады соорудили более 300 метров мостового перехода и свыше 5 километров подъездных путей, построили с нуля железнодорожную станцию и всю инфраструктуру нового пункта пропуска. На российской части моста соорудили пункты пропуска и санитарного контроля, дамбу и котельные.
Планы
Пропускная способность моста Нижнеленинское — Тунцзян со временем составит 20 миллионов тонн грузов в год. По расчетам федеральных чиновников, новый трансграничный коридор поможет решить проблему заторов на других железнодорожных погранпереходах в КНР. С этой же целью в этом году был открыт и автомобильный мост через Амур, который связал приграничные города Благовещенск и Хэйхэ.
По новому железнодорожному мосту российские экспортеры планируют перевозить в Китай руду, уголь, минеральные удобрения и переработанную древесину. Импортировать будут потребительские товары, продукты питания и востребованное на фоне импортозамещения китайское оборудование. Логистическими цепочками в восточном направлении заинтересовались уже сотни российских компаний.
Рекордный товарооборот и нехватка мощностей
Между Россией и Китаем в текущем году наблюдается рекордный товарооборот. В результате погранпереходы перегружены, время доставки увеличивается.
В далеком 2008-ом годовой товарооборот между Россией и КНР был меньше 60 млрд долларов. Однако в этом году, в период январь-октябрь показатель превысил отметку в 150 млрд долларов. Несмотря на то, что год еще не закончился, рекорд уже поставлен. Антироссийские санкции способствовали увеличению объема торговли. Россия перенаправляет экспортные потоки на Восток. Ушедшие с российского рынка западные компании замещают китайские игроки.
Нагрузка на существующие погранпереходы значительно возросла. Новый логистический маршрут весьма востребован. Длина нового моста составляет больше 2 километров. Это расстояние грузовой состав преодолевает за считаные минуты. Международный статус моста подчеркивает даже расположение железнодорожного полотна. Рельсы простираются в четыре ряда, но при этом путь только один. Все дело в том, что в России и в КНР действуют разные стандарты колеи. Сделать ее совмещенной и отправлять по мосту российские и китайские поезда в порядке очереди решили еще на стадии проектирования.
Стоимость проекта измеряется примерно 10 млрд рублей. Российский фонд прямых инвестиций вместе с китайскими партнерами профинансировали больше 70%. В фонде заявили, что расстояние транспортировки грузов в северные провинции Китая уменьшится больше чем на 700 километров. В полтора раза увеличится пропускная способность ж/д маршрутов между Россией и КНР. Однако эксперты отрасли утверждают, что говорить об этом можно будет только через год. Во-первых, необходимо согласование с китайской стороной. Китай выделяет квоты на отправку контейнерных грузов на определенные станции в России. Во-вторых, отсутствует необходимая инфраструктура – пункты пропуска, погранпереходы, склады, системы отслеживания, таможенные органы.
Из-за рекордного товарооборота не хватает существующих мощностей перевозки. Из-за коронавирусных ограничений задерживаются товары из Китая. Пропускная способность погранпереходов снизилась в том числе из-за ужесточения контроля на границе и дезинфекции грузов. Участники рынка предупреждают, что посылки из китайских интернет-магазинов, заказанные сейчас могут не успеть прийти до Нового года.
В любом случае новый железнодорожный мост не повлиял бы на сроки доставки из китайских интернет-магазинов. Поездами такие товары сейчас не возят, говорит гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:
«Это было очень актуально, когда был ковид — когда Китай был в глубоком ковиде. Другой отправки, кроме как контейнерами, не было в принципе. Начиная с 2021 года активно вся e-commerce потихонечку перешла на воздух. Но тут нужно маленькую оговорку сделать: не забывайте, что огромное количество e-commerce доставляется исключительно по «серым» каналам — через Киргизию, Казахстан — черт-те как. И это в основном автотранспортная логистика».
Участники рынка говорят о том, что никаких новых совместных проектов России и Китая в сфере логистики не планируется. Но идут обсуждения.
Источник:
https://www.bfm.ru/news/513367
https://www.ntv.ru/novosti/2734353/