Россия и Иран начали строительство нового трансконтинентального торгового маршрута. В него входят речные и ж/д маршруты, которые связывают страны через Волгу, Азовское и Каспийское моря. Благодаря этому торговому пути Россия и Иран смогут вести торговлю независимо от западных стран. Кроме того, Москва, скорее всего, сможет получить более короткий выход в Индию.
Маршрут поможет сократить на тысячи километров существующие пути в обход Европы через Средиземное море и Суэцкий канал. Со своей стороны Россия расширит судоходные каналы и установит круглогодичное сообщение между Азовским и Каспийским морями. Иран же расширит железнодорожную сеть до Оманского залива.
Речь идет о транспортном коридоре «Север — Юг», который уже давно должен был соединить Россию и Индию, но до сих пор не реализован.
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло рассуждает о проблемах, которые могут возникнуть при строительстве пути:
«В первую очередь речь идет о строительстве МТК «Север — Юг», который был ратифицирован еще в 2002 году на Петербургском международном экономическом форуме, то есть 20 лет назад. С тех пор, по сути, ничего не было сделано для того, чтобы МТК «Север — Юг» нормально работал. Сейчас, ввиду того что для России большинство логистических маршрутов закрыты, «Север — Юг» получил импульс для реализации. Но там есть ряд инфраструктурных проблем. В первую очередь проблема связана с Ираном. Этот путь выглядит следующим образом: из портов Индии должны выходить суда, которые причаливают в иранский порт Бендер-Аббас, дальше идет сухопутный маршрут по Ирану до портов Каспийского моря — и дальше по Каспийскому морю до российских портов, потом уже железнодорожное сообщение вглубь России либо автомобильное сообщение. Основная проблема сегодня заключена в Иране. Дело в том, что иранская геодезия достаточно сложная: необходимо возводить мосты, тоннели и так далее. Сейчас, по сути, железнодорожная ветка не работает: во-первых, она не электрифицирована в Иране, плюс отсутствует большой перегон между Бендер-Аббасом и Астарой. Это порядка 164 километров, которые необходимо построить. Насколько я знаю, РЖД объявляли еще весной и летом этого года о том, что вложат 1,2 млрд долларов на построение этой дорожной ветки, а также на электрификацию иранских железных дорог (порядка 494 километров). Не знаю, насколько это все будет быстро строиться с учетом иранской геодезии. Это пока открытый вопрос. То, что сегодня работает, — это суда прибывают в порт Бендер-Аббас, дальше иранскими автотранспортными грузовыми компаниями перевозится до Астары, потом там [груз] перегружается и едет в Россию либо автомобильным транспортом, либо еще каким-то образом. Что сейчас заявляют, это действительно интересно, но насколько это быстро будет введено в эксплуатацию, насколько инфраструктура будет построена и насколько оба партнера — Иран и Россия — [охотно] начнут вкладывать деньги, это все большой вопрос. Скорее всего, по нашим оценкам, это произойдет не раньше 2025-2026 года. Аккумулятивный эффект мы получим ближе к 2030 году».
Западные СМИ, основываясь на данных отслеживания, утверждают, что по маршруту уже курсируют десятки российских и иранских судов.
Напомним, за десять месяцев текущего года товарооборот между Россией и Ираном превысил объем торговли между странами за весь прошлый год и составил более 4 млрд долларов.
Источник:
https://www.bfm.ru/news/515560