Для того, чтобы импортный товар прошел путь от производителя или поставщика до потенциального покупателя, его необходимо транспортировать и растаможить (уплатить причитающиеся таможенные пошлины и НДС в стране покупателя). Основной вопрос сегодня в условиях нестабильности цепочек поставок звучит так: насколько затраты на логистику пропорциональны удорожанию товара, есть ли прямая корреляция?
Большинство импортных товаров, поставляемых в Россию, продаются по цене с завода (EXW), цене в порту отправления (FOB), цене в месте передачи товара (FCA), как правило, в стране отправления. При таких условиях поставки себестоимость товара включает в себя логистические и таможенные расходы.
Стоимость логистических расходов до таможенной границы РФ включается в таможенную стоимость товара, с которой рассчитываются и взимаются таможенные пошлины и НДС. Размер средней таможенной пошлины сегодня в России составляет порядка 8-10% от таможенной стоимости товара, а размер НДС, уплачиваемый при растаможке, составляет 20% (исключением являются детские товары либо товары, освобожденные от уплаты НДС).
Зная эти вводные данные, несложно произвести расчет.
Итак, если стоимость товара 35000$ (это среднестатистическая стоимость контейнера, скажем, с товарами народного потребления), а цена контейнера 10000$, то размер уплачиваемых таможенных платежей составит:
- 35000$ + 5000$ (стоимость логистики до границы Таможенного Союза, для упрощения расчета мы взяли половину от всей доставки) = 40 000$
- Пошлина = 40 000$ х 10% = 4000$
- НДС = (40 000$ + 4000$) х 20% = 8800$
- Таможенные платежи = 4000$ + 8800$ = 12800$
Стоимость поставляемого товара 35000$, стоимость логистики 10000$, таможенные платежи 12800$. Себестоимость поставки товара = 35000$+10000$+12800$=57800$.
Предположим, что логистика подорожала на 100% (в два раза) и составила 20 000 за контейнер. Увеличится ли себестоимость товара также на 100%?
Посчитаем:
- 35000$+ 10000$ (стоимость логистики до границы Таможенного Союза) = 45 000$
- Пошлина = 45 000$ х 10% = 4500$
- НДС = (45 000$ + 4500$) х 20% = 9900$
- Таможенные платежи = 4500$ + 9900$ = 14 400$
Стоимость поставляемого товара 35000$, стоимость логистики 20000$, таможенные платежи 14400$. Себестоимость поставки товара = 35000$+20000$+14400$=69400$.
ВЫВОД: при увеличении стоимости логистики в два раза (на 100%), себестоимость ввозимого товара увеличится на 69400/57800 = 20%.
Соответственно, даже выросшая вдвое стоимость логистики не должна быть причиной для двукратного повышения отпускной стоимости товара.