«Известия» пишут, что примерно 30% грузовых автоперевозчиков заявляют о рисках банкротства уже в следующем году. Многие российские компании из этой сферы заканчивают 2024-й с убытками. На практике рентабельность крупных автоперевозчиков составит минус 17%. Речь идет об операционном убытке.
Почему так происходит?
Причин несколько: рост издержек на 11% из-за постоянно повышающейся ключевой ставки, ослабление рубля и увеличение кредитных и лизинговых платежей; падение спроса на перевозки и, как следствие, снижение тарифов на 12%.
В таких условиях могут работать лишь серые фирмы, которые экономят на налоговых отчислениях и страховых взносах при выдаче заработной платы, а также не выполняют требования трудового законодательства. Добросовестный бизнес не может конкурировать с компаниями, которые используют подобные схемы. Предприятия будут вынуждены уменьшить свою долю рынка либо уйти в тень. Поэтому часть игроков в 2025 году готовится к этому как к единственному способу выжить.
Что будет дальше?
Описание общей ситуации и свои предложения крупные компании вскоре направят в Министерство транспорта, а также в Минпромторг. Участники рынка намерены просить власти внести комплексные поправки в систему регулирования отрасли. Цель изменений — исключить недобросовестную конкуренцию и вернуть всех в одинаковые условия.
Какие предложения?
Внести в закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» поправки, которые конкретизируют, что перевозчиком может выступать лишь компания с водителем в штате и транспортным средством во владении;
снизить размер НДС до 10% для транспортно-экспедиторских услуг, что исключит экономический смысл «оптимизации» НДС фирмами-нелегалами;
ускорить создание электронного реестра добросовестных перевозчиков.
Хотя старший партнер компании «Optimalog» Георгий Властопуло сомневается, что власти пойдут на снижение НДС до 10%. Да и сами перевозчики вряд ли рискнут уходить в тень.
«В преддверии Нового года пытаются выбить себе какие-то преференции. Не уверен, что это получится с учетом бюджетных трат, которые запланированы на 2025 год. Последствия какой-то оптимизации гораздо серьезнее: административные, фискальные, возможно, уголовные. Проще заплатить налоги и просто спать, как говорится, спокойно. Плюс глубина у нас, если не ошибаюсь, пять лет. То есть тебя все равно проверят, найдут разрывы, прилетит доначисление, пени, да и еще галочку поставить напротив твоей компании "лишний раз проверить"», - говорит эксперт.
Больше новостей на тему международной логистики и торговли ищите в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники: