Старший партнер компании «Optimalog» Георгий Властопуло комментирует кризис в отрасли автомобильных грузоперевозок.
«Начнем с того, что статистика, согласно которой с рынка ушла каждая пятая компания, выглядит неубедительно. Если верить газете «Известия», то получается, что рынок автоперевозчиков сжался на 20%. Но если бы рынок сжался на 20%, на 20% бы упало количество предложений по свободному транспорту, я не знаю, что случилось бы в России, случился бы коллапс. Утверждение, что рынок сжался на 20%, это на 99% преувеличение. Это некое привлечение внимания к проблемам в отрасли, а они и правда есть. Условия для отрасли сейчас крайне неблагоприятные.
У нас происходит старение подвижного состава, нет возможности брать лизинг по таким ставкам. У нас наблюдается нехватка запасных частей, а еще больше вопросов вызывает их стоимость. Вторая глобальная проблема – это отсутствие водителей, профессия сильно стареет. Мы видим серьезные изменения в миграционной политике, людей нет, приходится повышать зарплаты на 40-60%. С каждым годом проблема только усугубляется. Рост издержек приводит к росту тарифов, что сказывается на конечном потребителе.
Отсутствие грузовых перевозок – это коллапс для всей экономики, поэтому на отрасль «не забьют». Но отрасль подчинена законам рынка. Обслуживание растет, это будет перекладываться на тарифы. За прошлый год тарифы выросли на 35%, рост продолжится и в этом году.
По международной логистике мы видим значительное падение импорта и спроса на импортные товары. С учетом инфляции тарифы не будут снижаться, но расти такими темпами тоже не будут, так как предприятия будут вынуждены конкурировать за клиента.
Толчком для восстановления и дальнейшего развития отрасли станет высокий спрос и устойчивый товарооборот, в том числе с зарубежными странами. Если завтра вдруг мы увидим позитивную геополитическую обстановку, то, понятное дело, спрос в экономике начнет увеличиваться. Увеличится ритейл, и предприятия начнут увеличивать товарные потоки и прочее. И, естественно, транспортная отрасль получит свои бенефиты, которые, в том числе, будут реинвестированы для улучшения и обновления транспортного парка, для индексации заработных плат и так далее, и так далее.
Кроме того, для бизнеса важна прогнозируемость рынка. Не нужно давить на отрасль и вводить новшества, которые могут мешать хозяйственной деятельности.
Что касается мер господдержки, которые помогли бы отрасли сегодня, то самая понятная из них – это субсидирование отрасли, выдача льготных лизинговых кредитов, максимум под 10-12%, а лучше – 7-8%. Второй вариант – частичное освобождение от уплаты НДС, но это уже из области фантастики. Отрасль сейчас наоборот обложили налогами.
Естественно, никто не выделит никаких денег для компенсации автотранспортной отрасли, учитывая, что большая часть владельцев подвижного состава, если не все 100%, — это коммерческие предприятия. Никто просто так коммерческим предприятиям не будет компенсировать эту фискальную нагрузку, которую они имеют. Проблема ли это? Безусловно. Может ли эта проблема подорвать автотранспортную отрасль России? Конечно, нет».
Экспертные мнения и анализ, аналитику и статистику на тему международной логистики и торговли публикуем в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источники:
https://www.avtoradio.ru/news/uid/467297
https://www.bfm.ru/news/570881
https://nsn.fm/economy/v-rossii-gruzoperevozki-podorozhali-na-35-na-fone-otsutstviya-gospodderzhki