South China Morning Post пишет, что китайские экспортеры жалуются на изъятие товаров в России. Речь идет о грузах, которые идут транзитом в Евросоюз.
Причина — в новых правилах вывоза товаров из РФ. В октябре прошлого года Россия расширила запрет на транзит товаров двойного назначения. Среди них — электродвигатели и генераторы, радионавигационная аппаратура.
Китайские компании узнали об изменениях с опозданием в пару недель, и к этому времени, по данным газеты, российские власти уже задержали значительную часть китайских грузов. Задержки коснулись тысяч контейнеров, отправляемых из Китая в Европу. Всего по железной дороге, которая пересекает Россию на пути на европейский рынок, проходит около 80 тысяч TEU ежемесячно.
Комментирует старший партнер компании «Optimalog» Георгий Властопуло:
«Объемы «застрявших» в России транзитных грузов немного преувеличены. Мне кажется, эта тема больше политизированная, нежели реальная, то есть не имеет реальных фактических причин. Россия действительно вводила некоторые экспортные ограничения на вывоз товаров со своей территории, но для таких товаров из Китая в Европу — это транзит, а не реэкспорт либо импорт, а потом экспорт. Это первое. Второе — уже с 2023 года транзит по территории РФ в Европу не просто значительно, а в разы сократился по сравнению с предыдущими годами. Китай в принципе переориентировал потоки на страны Центральной Азии, в том числе на Казахстан. За последние, например, три года ТМТМ — это Транскаспийский международный транспортный маршрут — увеличился в пять-шесть раз в транзите Китая. Это свидетельствует о том, что Китай уже позаботился о том, чтобы не отправлять свои грузы транзитом через Россию на территорию ЕС. А то, что оставалось, это незначительная часть того, что было раньше. Поэтому очень странно видеть такие заявления со стороны китайских экспортеров. И вдвойне это странно, что они прекрасно понимали и знали об этих ограничениях, потому что даже если они вводились в октябре, а если я не ошибаюсь, они вводились даже раньше, представить, что несколько недель, то это точно не поставки марта текущего года, а как минимум поставки должны были быть в декабре. Потому что в феврале Китай отдыхал на Новый год. Таким образом, мне кажется, это некоторый вброс. Возможно, какие-то кейсы есть, но они незначительные, и мне кажется, точно не исчисляются тысячами контейнеров. И, может быть, китайские экспортеры таким образом страхуются от каких-то вторичных санкций, потому что не секрет, что за последние пару-тройку месяцев более-менее цепочки поставок стабилизировались. Финансовая логистика тоже стабилизировать, и Китай по-прежнему отправляет в Россию товары, в том числе те, которые могут относиться к товарам двойного назначения. Несмотря на то, что по итогам 2024 года объем торговли между Россией и Китаем увеличился на 1,9%, отношения между двумя странами находятся в стагнации. Цифра говорит скорее о стоимости товаров, а не об объемах поставок, в стоимость которых также заложена комиссия и прочие транзакционные издержки. Торговый оборот падает на 5-7%, а ставки фрахтов снизились в два раза по сравнению с декабрем 2024 года».
Экспертные мнения, аналитика, свежие статистические данные на темы, касающиеся международной логистики и торговли, публикуем в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник: