Цифровая база «ГосЛог» должна заработать уже весной 2025 года и обелить рынок. Однако вопросов к законопроекту, к которому вернутся в осеннюю сессию, возникло достаточно много. Непонятно, что будет с мелкими транспортными компаниями и самозанятыми, которые занимаются коммерческими перевозками. Многим из них придется свернуть бизнес.
В России, по данным МВД, зарегистрировано почти 6,8 млн грузовых автомобилей. 50-60% рынка — это, как правило, небольшие транспортные компании, ИП или самозанятые с автопарком от одного до 50 транспортных средств. Именно их бизнес сейчас под вопросом. Ведь для того, чтобы работать с 1 марта 2025 года и попасть в реестр, нужно иметь в штате специалистов: инженера по техбезопасности, механика, медика.
В новом реестре за сокрытие информации о транспорте, его тех состоянии, предусмотрены штрафы, вплоть до исключения из базы данных. Тут возможна и коррупционная составляющая. По оценкам экспертов, сейчас более 60% перевозок грузов проходят по серым схемам, нередко за наличные. Налоги, которые можно получить при легализации отрасли, оцениваются в 450 млрд руб. в год, говорится в пояснительной записке законопроекта, что уже прошел первое чтение.
На популярной бирже ATI.su зарегистрировано почти 450 тыс. участников. Можно не только отправить груз, но и арендовать сам транспорт. И «ГосЛог» поможет отследить всю цепочку, отмечает старший партнер компании «Optimalog» Георгий Властопуло: «Последствия для небольших транспортных компаний, конечно, будут. Придется выходить из тени, каким-то образом нивелировать повышение костов, издержек. Но если глобально подойти к системе "ГосЛог", это поможет оздоровить рынок логистики российских компаний. На единой цифровой платформе наверняка появится система рейтинга перевозчиков, обмен документами будет осуществляться в быстром и эффективном формате, прохождение границы — в разы быстрее, но без издержек не обойтись».
В итоге, как обычно, за все издержки заплатит потребитель. Чем меньше компаний на рынке, тем выше стоимость грузоперевозок. Грузоперевозки могут подорожать на 20-30% — так участники рынка оценивают последствия введения единого реестра перевозчиков.
За год стоимость грузоперевозок, по разным оценкам, уже выросла почти на треть. Сейчас у заказчиков есть выбор: у частников, даже если брать короткие маршруты по Москве, стоимость услуг на 20-30 % ниже, чем у транспортных компаний, но без гарантий.
Пишем о важных законодательных изменениях, имеющих значение в контексте международной логистики, в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник: