Всего несколько дней осталось у российских предпринимателей на то, чтобы окончательно вывезти заказанные товары из Китая: с 21 по 27 января страна отмечает Новый год по лунному календарю. Уже сейчас большая часть фабрик, поставщиков и перевозчиков ушли на каникулы. Автомобильный фрахт подорожал как минимум вдвое. При этом даже наличие договоренностей не гарантирует исполнение заказов.
С какими трудностями сталкивается бизнес из-за китайского Нового года? И возможен ли еще вывоз товаров в Россию?
Логисты и предприниматели по всему миру всегда испытывают большие проблемы из-за китайского Нового года, так как на время его празднования любая экономическая деятельность в стране практически полностью останавливается. Если заранее не вывезти товары на свои рынки, есть риск сделать это лишь в конце месяца. У некоторых фабрик и перевозчиков выходные дни стартуют уже в десятых числах января. Компании, работающие до последнего, резко увеличивают ставки. В момент дефицита локального автотранспорта он сильно растет в цене. При этом погрузка становится абсолютно непредсказуемой. Китайцев может соблазнить и перекупить более щедрый заказчик.
При этом ж/д перевозчики продолжают работу. Нужно лишь доставить груз на пункт отправки. А это не всегда просто.
Кроме самого праздника трудностей логистам добавили коронавирусные ограничения. Сейчас Китай уже отказался от политики «нулевой терпимости». Но еще весной на карантин был отправлен весь Шанхай, а в местном крупнейшем в мире контейнерном порту застряло более 500 судов.
Коронавирусные послабления основную часть проблем не решили. В Китае в настоящее время очень много заболевших. Эффективность рабочих процессов снижена, сроки на те операции, которые раньше занимали существенно меньше времени, возрастают. Доставка между городами работает с перебоями, что усложняет доставку товара к месту отгрузки. Приходится перенастраивать бизнес-процессы, подстраиваться под ситуацию.
Гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло отмечает, что, как правило, бизнес учитывает фактор китайского Нового года и большую часть заказов вывозит еще в декабре. Но примечательно, что в этот раз ажиотажного спроса на поставку товаров в Россию из Китая и вовсе не было. И это происходит, несмотря на заявления о росте товарооборота между странами на 30%.
В реальности объемы поставок в России выросли гораздо скромнее, резюмирует Георгий Властопуло: «Объем торговли с Китаем в 2022 году составил $70-72 млрд. В 2023-м импорт ожидается в размере $76-78 млрд, то есть не сильно больше, чем в прошлом году. Плюс ко всему, не забываем, что весь 2022 год участники внешнеэкономического рынка занимались перестройкой логистических цепочек. В 2023 году мы вроде встали на четыре колеса, и теперь нужно оценивать ситуацию».
Рост товарооборота происходит в основном за счет экспорта энергоресурсов из России в Китай. Будут ли расти объемы поставок потребительских товаров?
Источник: