Об изменениях логистических цепочек и сроков доставок товаров рассказывает Георгий Властопуло, генеральный директор компании "Оптимальная логистика".
Страны, принявшие участие в санкционных ограничениях против России, уменьшили поставки в РФ на 60%. На 40% сократился экспорт из государств, которые не присоединились к ограничениям. С конца февраля по конец мая объем поставок продукции из Китая в нашу страну упал на 38% в сравнении с показателями второго полугодия прошлого года.
Георгий Властопуло уверен, что, прежде всего, это связано с большим объемом товаров, которые приходится везти через сопредельные государства. В результате возрастает срок доставки, увеличивается стоимость логистики, и, как следствие, себестоимость продукции.
Эксперт приводит в пример морские перевозки, в рамках которых в России в настоящее время действует два с половиной морских пути – через Новороссийск, через Дальний Восток и Северный морской путь. В последнем из упомянутых крайне низкая навигация с точки зрения товаров народного потребления. Через Северный морской путь вглубь России поставляется в основном промышленное оборудование. Самым загруженным из оставшихся двух портов – Новороссийска и Владивостока –является именно дальневосточный путь. Через него поступают товары из Юго-Восточной Азии, преимущественно из Китая.
Что касается автоперевозок, то у России по-прежнему еще есть возможность ввозить грузы из Европейского союза на свою территорию. Конечно же, исключение составляют санкционные товары. Товары доставляют с перецепкой в Республике Беларусь или вообще без перецепки, если иностранный автоперевозчик выполняет маршрут через Латвию или через Эстонию, напрямую заезжая в Российскую Федерацию. Для некоторых грузов действуют маршруты через так называемые прокси-страны – Турцию, Азербайджан, Армению, Грузию. Из Китая есть автодорожное сообщение через Забайкальск.
Железнодорожное сообщение с азиатским соседом осуществляется транзитом через Монголию, Казахстан, Забайкальск. Составы из Европы пока идут без ограничений.
Если говорить об авиаперевозках, то с ними сейчас все сложно, говорит Георгий Властопуло. Часть лизинговых самолетов не может покидать проделы РФ. Соответственно, приходится использовать те иностранные авиакомпании, которые еще выполняют перевозки в Россию: Turkish Airlines, Emirates и China Airlines. Из-за очень ограниченных возможностей по совершению воздушных перевозок значительно увеличились сроки доставки и выросли тарифы.
В отношении поставок товаров из Китая важно сказать, что что сроки железнодорожных и морских доставок увеличились почти на 30%. Еще во времена пандемии, когда сильно нарушились логистические цепочки, начались проблемы со сроками. Срок автоперевозок после февраля увеличился на 5-10 дней.
Тарифная сетка не могла не отреагировать на удлинение периода выполнения поставок.
Стоимость доставки железнодорожным и морским транспортом повысилась минимум на 20-25% по сравнению с майскими значениями. В 3-4 раза возросли тарифы автомобильных перевозок. Катастрофически не хватает грузовых автомобилей. После ввода 5-го санкционного пакета и запрета въезда на территорию Европейского союза белорусских и российских автоперевозчиков существенно сократились предложения со стороны транспортных компаний. Авиаперевозки на некоторые направления выросли в цене в 2-3 раза по сравнению с майскими значениями. Теперь доставка самолетом стала не только дорогой, но и долгой.
Эксперт уверен, что в вопросе о поставке товаров в РФ из-за рубежа лучше разделять санкционные и несанкционные товары. Продукция, не попавшая под ограничения, продолжает доставляться к нам в стандартных логистических циклах, но с учетом всех ранее упомянутых сложностей.
Для завоза части товаров, попавших в санкционный регламент прежде всего Европейского союза, приходится использовать или косвенный реэкспорт, или транзит через третьи страны. Георгий Властопуло утверждает, что особенно хорошо в провозе товаров России помогает Турция. Правда, возможны заминки из-за большого числа согласований внутри дружественной страны. Госорганизации, частные компании и проводящие транзакции банки опасаются вторичных санкций западных властей. Аналогичные страхи останавливают от сотрудничества с Россией в сфере поставок Армению, Грузию и Азербайджан.
Относительно российских властей, в частности Федеральной таможенной службы, стоит отметить, что они максимально способствуют прохождению таможенных процедур без задержек.
Вместе с тем ситуация с логистикой остается довольно непростой. Преодоление сложностей требует значительных вложений в инфраструктурные проекты внутри страны – в железнодорожные сети, автодороги. Это поможет заменить те маршруты, которые сейчас недоступны для использования.
Источник: