Журналисты The New York Times выступили с утверждением, согласно которому Грузия названа главным транзитным коридором для обхода европейских санкций со стороны России. Они приводят данные об увеличении товарооборота между странами за первые шесть месяцев 2022 года в три раза, рассказывают, что дорога на границе забита грузовыми машинами, и заявляют, что Тбилиси заинтересован в дополнительном расширении каналов поставок и сознательно допускает нарушение санкционного режима.
Между тем в Тбилиси утверждают, что не нарушают никаких международных санкций, а контроль на границе с Россией сейчас, наоборот, усилен.
Грузинские собратья по перу считают этот материал весьма тенденциозным, ведь никаких заявлений со стороны Госдепа США или Службы внешних связей ЕС с обвинениями в адрес Грузии не было. Как известно, страна национальных санкций против России не вводила, но присоединилась ко всем без исключения международным ограничениям.
Что касается дороги на границе, то она в принципе всегда очень сильно загружена. Логистика в Евразии изменилась. Многие перевозчики из Центральной Азии, даже из Китая, используют Южно-Кавказский коридор. В Россию действительно поставляются многие товары по этому маршруту. Но это не значит, что речь идет о санкционных грузах. Таможенные пункты в стране, особенно на границе с Россией, внимательно отслеживаются как грузинскими специалистами, так и представителями западных стран.
Между тем с момента начала СВО на Украине россияне открыли в Грузии несколько тысяч предприятий. Среди них есть и логистические компании, занимающиеся транзитом, импортом, перевозкой грузов. Но если говорить о перевозках запрещенных товаров, то это далеко не промышленные масштабы.
Согласно сведениям Национальной службы статистики Грузии, c января по октябрь товарооборот с Россией увеличился на 50% и составил $2 млрд. Среди торговых партнеров Грузии Москва занимала второе место. В тройку также входили Китай и Турция. Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло рассказал, как осенью все поменялось:
«Грузия ограничила транзит по своей территории всех грузов, следующих из ЕС и попадающих в санкционные регламенты либо произведенных в Евросоюзе. В этой связи, уже начиная с сентября, все турецкие товарные потоки были вынуждены релоцироваться на паромные переправы, которые выходят из портов Турции и идут до Новороссийска. Кроме того, есть транзитные маршруты через Иран. Перевозки выросли год к году, но уже с сентября начали значительно падать. Например, стандартная еврофура до начала СВО обходилась порядка в €3,5-€4 тыс. Сейчас же с учетом оплаты парома и прочих расходов стоимость транзита может доходить до €12-€14 тыс.
Безусловно, выросли расценки и на контейнерные перевозки через турецкие порты. Дорожные перевозки тоже есть, из Турции можно организовать маршрут через Грузию, но опять-таки там есть сложности в отношении европейских товаров. После того, как Грузия закрыла транзит по своей стране, цены примерно еще в 1,5-2 раза выросли».
Летом 2022 года власти Грузии увеличили стоимость транзита грузовых автомобилей на 75%. Стоимость проезда фур выросла с $70 до $120.
Источник: