Вывоз товаров из ЕС в сложившемся санкционном режиме возможен при использовании нескольких путей. Они основаны на возможностях сопредельных стран. Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло на прошедшей в Москве конференции TransRussia рассказал плюсах и минусах альтернативной логистики.
Он отметил, что главная причина остроты проблемы кроется в роли Европейского союза в экономике России. Так, на долю Европы приходится 36% товарооборота РФ. Экспортные таможенные платежи составляют около $190 млрд, импортные — $94 млрд. Если проводить сравнение с другими странами, то КНР занимает 18% товарооборота, СНГ — 12%, ЕАС — 9%, Турция — 4%, Великобритания — 3%. Очевидно, что заместить более $280 млрд доходов от торговли с ЕС невозможно даже в перспективе ближайших пяти лет. Для торгового оборота в $140 млрд с КНР потребовалось аж десять лет. После введения санкций основная часть товаров оказалась под запретом. Только 10-15% товарного потока доступно отечественному рынку.
Георгий Властопуло говорит о четырех возможных схемах доставки товаров, разрешенных к ввозу в Россию. Во-первых, это косвенный реэкспорт. Он предполагает заключение контракта европейским поставщиком, доставляющим товар в РФ, с компанией из сопредельных стран — Турции, Казахстана, Армении, Грузии. Товар прибывает на таможенный терминал РФ с новыми документами и с уплатой всех таможенных платежей. Чтобы реализовать данную схему нужна отдельная компания в сопредельной стране. Стоимость самой логистики не меняется, но товар неизбежно дорожает.
Во-вторых, «ложный» транзит. Товар покидает ЕС, следуя через РФ, однако местом выгрузки указывается сопредельная страна-покупатель, например Турция. Поступая на таможенный склад в России товар «перепродается». Его стоимость возрастает из-за дополнительных финансовых транзакций и двойных таможенных процедур.
В-третьих, прямой реэкспорт. Схема предусматривает такую последовательность действий. Товар перевозится в сопредельную страну, но не импортируется, а перепродается там на таможенном складе, откуда его перегружают на другое транспортное средство и отправляют в РФ. Данный вариант также чреват увеличением стоимости продукции из-за дополнительных транзакций и усложнения схемы логистики.
Возможна также схема ввоза через третьи страны. К примеру, товар привозят в Казахстан, растаможивают, затем снова проходят таможенное оформление и вывозят товар в Россию, где снова проходят процедуру растаможивания. При этом выплаты НДС удваиваются в каждом государстве.
Генеральный директор Оптималог считает, что основные риски альтернативной логистики состоят в вероятности зеркального ответа РФ на пятый пакет санкций ЕС в отношении иностранных перевозчиков. Помимо этого, товарные потоки легко поддаются отслеживанию, поэтому введение вторичных санкций беспокоит Казахстан и Турцию.
Источник:
https://portnews.ru/news/328183/