Уже в понедельник, 25 декабря, в Санкт-Петербурге на встрече глав стран «пятерки» планируется подписание соглашения о создании зоны свободной торговли между странами ЕАЭС и Ираном. Стороны завершили переговоры по этому вопросу.
Сейчас между странами действует временное соглашение, которое охватывает только 360 товарных позиций (из 12 тыс.).
Оборот торговли ЕАЭС—Иран за три года уже вырос более чем вдвое — с $2,5 млрд в 2019 году до $6,2 млрд по итогам 2022-го. Прогнозируют, что новое соглашение позволит нарастить поставки до $18–20 млрд в год в течение пяти-семи лет.
В чем выгода?
Под действие соглашения попадет около 90% всех тарифных линий, которые покрывают 99,2% экспорта стран ЕАЭС. Выгоды связаны с открытием крайне закрытого рынка — Иран не член ВТО, а его средний тариф на импорт составляет 30%. Теперь же уровень пошлин снизится до 4,5%, а это $380 млн экономии в год. Для иранских товаров средний тариф будет снижен с 6,6% до 0,8%.
Соглашение также предполагает снижение нетарифных барьеров в сферах технического регулирования (будет упрощен доступ к сертификации товаров), санитарных и фитосанитарных мер, таможенного регулирования, мер защиты рынка и правил определения происхождения товаров.
Чем будем торговать?
Сейчас экспорт из ЕАЭС в Иран представлен пшеницей, маслами и продукцией металлургии,
Иран поставляет продовольствие, фрукты, овощи, орехи, а также изделия из пластмассы и стройматериалы.
Теперь поставки расширятся. Иран предложит промышленную продукцию для судостроителей и автопрома, другие виды зерновых, баранину и мясо птицы, переработанную и кондитерскую продукцию, продукцию черной и цветной металлургии, все, что связано с нефтегазовым комплексом, деревообработкой, удобрения, авиатехнику, суда, моторные средства, железнодорожную технику, электрооборудование.
В чем сложности?
В настоящее время препятствием к наращиванию торговли является ее дисбаланс. РФ много продает в Иран, навстречу же едет меньше товаров (дисбаланс влияет на возможности проведения расчетов в нацвалютах). Снизить его могут поставки комплектующих, а также «щедрые квоты» по сельхозпродукции.
Сейчас размер установленных пошлин не позволяет заключать долгосрочные контракты с поставщиками, приводит к приостановке поставок.
Существует ограничение в части платежей — бизнес в РФ и Иране постоянно обращает внимание на то, что они не могут получить грузы, потому что не могут за них заплатить, а российские банки подозрительно относятся к любым платежам из Ирана и в Иран. Бизнес действительно волнуют в первую очередь вопросы расчетов и системы трех валютных курсов в Иране.
Ведение бизнеса в стране осложняется и закрытостью ее экономики. Контрагентов в Иране нельзя проверить — для этого нет никаких инструментов, также в Иране довольно высокий уровень протекционизма — это и госсубсидии, и ограничения, например, на транспорте.
Что касается санкционных рисков, то для ряда компаний они выровнялись.
Источник: