Китай, Узбекистан и Киргизстан достигли соглашения по вопросу строительства железной дороги в Европу в обход России. Маршрут начнётся в Киргизстане, потом сольётся с железнодорожной сетью Узбекистана, дойдёт через горы Ирана до Турции и оттуда, по подводному железнодорожному тоннелю через пролив Босфор – до территории Европы. Есть ли связь между этим масштабным инфраструктурным проектом и последними антироссийскими санкциями, а также прошедшим недавно саммитом «Китай-Центральная Азия»?
Эксперты отмечают, что проект существует уже лет десять. Китайская сторона готовила его, делала расчёты, разрабатывала схему финансирования, проводила исследования. Это технически сложное мероприятие – железную дорогу надо прокладывать через высокогорье. Кроме того, необходимо урегулировать финансовые и политические проблемы. Китайцы любят всё просчитывать заранее.
Маршрут в Европу в обход России всегда вызывал интерес у Китая. Китайцы не стали бы делать ставку на транзит грузов в Европу только через Россию. У разных транспортных направлений есть свои достоинства и недостатки. В сегодняшних условиях, когда Россия в ближайшей перспективе — закрытый транзитный коридор в Европу, китайцы ускоряются со строительством коридора в обход. Если принятие решения по этому проекту и совпало с прошедшим саммитом «Китай-Центральная Азия», то только формально.
Рассказывает генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло: «Стратегия «Нового шёлкового пути» — соединить два океана через сушу – была принята в 2011 году. В 2013 году Си Цзиньпинь запустил первые поезда, которые пошли из Китая на терминал «Ворсино», потому что там, в Калуге, располагалось предприятие Samsung. Но параллельно, я полагаю, задача у Китая была охватить не только транзит российский, казахский и монгольский, но, в том числе, пройти по регионам Центральной Азии – Киргизии, Таджикистану, Туркменистану, – то есть, по южной части «Нового шёлкового пути».
Китай с самого начала понимал, что гораздо легче интегрироваться в существующую инфраструктуру, отмечает Георгий Властопуло:
«Казахские железные дороги уже существовали к тому времени, российский Транссиб действовал – надо было только кинуть «ветку» от Забайкалья, которая была электрифицирована только в 2020 году, а со стороны Монголии тоже всё вливалось в Транссиб. И Китай достаточно мудро использовал инфраструктуру России, Казахстана и Монголии, чтобы развивать это направление. Отмечу, что за 10 лет объём поездов вырос с 35 поездов до 30 тыс. поездов в год».
Вероятно, за всё это время Китай не оставлял надежд и попыток запустить новую ветку, а сейчас для этого пришёл подходящий момент, предполагает эксперт.
«Риски, связанные с запретом транзита грузов на территорию РФ, с каждым днём вырастают. Мы не знаем, до какой степени может развиваться санкционная история. Можно сказать, что уже с лета 2022 г. Китай уже значительно снизил квоты поездов, которые отправляются в Россию, и разделил транспортные потоки – поезда на Европу идут преимущественно через Казахстан, а не через Россию».
Запуск «большого шёлкового пути» через Россию и Казахстан – строительство железнодорожной инфраструктуры и субсидирование отправок грузов – обошёлся Китаю в 800 млрд долларов инвестиций, отмечает Властопуло.
«Говорят, что новый путь по югу, через Киргизию, Иран, Туркмению, может обойтись в два раза дороже из-за сложной геодезии: путь проходит через иранские горы, необходимо строительство мостов и тоннелей. К тому же, некоторые территории на этом маршруте выкуплены правительством Ирана или аффилированными с ним структурами, потому что туристически привлекательны», – рассказывает директор компании «Оптималог».
Даже при всём этом, провести 500 километров железной дороги через сложные территории для Китая вполне решаемая задача, полагает эксперт.
«КНР планирует на 100 лет вперёд, такова глубина стратегического планирования в этой стране. Отмечу, что за 4 месяца 2023 года Китай отправил на 17% больше поездов на 32% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года, по готовой ветке «Китай-Европа». А строительство южной ветки, я полагаю, скоро начнётся. У Пекина огромные планы на Центральную Азию. Вполне вероятно, что в обозримом будущем Китай станет доминирующим торговым партнёром для каждой страны в этом регионе», — заключает Георгий Властопуло.
Источник: