- Главная
- Логистические конференции
- Мировая экономика и торговля
Мировая экономика и торговля
Мировая экономика и торговля в 2014-2016 гг. Долгосрочные тенденции
•Переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США (в отрасли и производства нового технологического цикла)
•Формирование мегаблоков, изменение конфигурации мировой торговли и глобальных цепей поставок, снижение роли ВТО как регулятора международной торговли
•Изменение структуры инвестиций в китайскую экономику: от материало- и трудоемких производств – к капиталоемким и высокотехнологичным
•Снижение спроса и цен на промышленное сырье, низкие темпы роста производства и потребления в странах, экономика которых в значительной степени зависит от экспорта сырьевых товаров
Оценки на 2014 г. Понижение прогноза роста мировой экономики с 3,2 до 2,6%
Рост ВВП в развитых странах на 1,8%, США – 2,4%, ЕС – 0,8%
В развивающихся странах рост на 4,4%, в Китае –7,4%
•Основные факторы: нестабильная экономическая конъюнктура, финансовые и геополитические риски в Европе, низкая динамика мировой торговли, замедление темпов роста в развивающихся странах
Прогноз на 2015-2017 гг. (ВБ, янв. 2015)
•Повышение темпов роста мировой экономики до 3,0-3,2%
•Развитые страны: 2,2%
•Развивающиеся страны: 4,8-5,4%
•Россия: -2,9%, 0,1%,1,1% (базовый сценарий)
Особенности российского рынка ТЛУ
•Высокий уровень логистических затрат - неэффективность организации внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы страны в целом
•Преобладание сырьевых товаров и полуфабрикатов в структуре грузопотоков, протяженность территории и удаленность основных экспортных производств от портов, нерациональное размещение производств и архаичность организации доставки грузов от производителя к потребителю, слабое развитие складской и транспортной инфраструктуры
•Основная часть услуг в сфере перевозок и хранения грузов, а тем более управления запасами и цепочками поставок, выполняется собственными службами предприятий-товаропроизводителей, дистрибьюторов или ритейлеров
•На ЛА приходится 39% объема ТЛР, в то время как в США – 81%, в среднем по Европе – 65%, в Китае – 49%
•Преобладают услуги 2PL (грузоперевозки, экспедирование и прямая аренда складов), доля комплексных логистических услуг (3PL) составляет 8% оборота российского рынка ТЛУ. Аналогичный показатель для стран Евросоюза - 19%
Российский рынок транспортно-логистических услуг. Оценки на 2014 год.
•За 11 месяцев снижение коммерческих перевозок составило 3,2%, грузооборот вырос на 3,8% (за счет ж/д транспорта)
•Перевозки автомобильным транспортом сократились на 3% (в октябре-ноябре более чем на 10%)
•Грузооборот портов увеличился на 6,0% (уголь +16,0%, грузы в контейнерах + 5,6, зерно в 1,7 раза), экспорт вырос на 7,7%, импорт сократился на 4,9%)
•Сохранение высоких темпов роста в сегментах складских услуг и экспресс-доставки
•Падение рынка ТЛУ в долларовом эквиваленте из-за снижения курса рубля
•Основные факторы: рост геополитической напряженности, введение санкций, падение цен на нефть, девальвация рубля, удорожание финансовых ресурсов, снижение потребительского и инвестиционного спроса, замедление темпов роста российской экономики
Комплексные логистические услуги. Динамика объема выручки крупнейших 3PL операторов в России (Топ-25) в 2009-2014 гг.
Объем и структура рынка
•К группе 3PL провайдеров можно отнести порядка 80 российских компаний и около 40 западных компаний. Совокупная валовая выручка логистических операторов в 2014 г. оценивается в $6,6 млрд (8,1% рынка ТЛУ), доходы за вычетом транспортных услуг сторонних перевозчиков – в $3,2 млрд
•В 2014 г. темпы роста оборота (в рублях) ведущих логистических компаний (российских и зарубежных, входящих в ТОП-25) составили 8,6%, доля на рынке 3PL услуг – 62%. По темпам роста 2014 г. лидировали зарубежные логистические провайдеры, осуществляющие поставку оборудования в рамках проектов нефтегазового и энергетического секторов экономики, компании, работающие в сегменте экспресс-доставки и предоставляющие комплексные услуги (включая хранение и дистрибуцию) для розничных сетей
•В 2015-2017 гг. снижение темпов роста до 1,5-2% в год, относительно более высокие темпы роста сегмента комплексных услуг по сравнению с рынком ТЛУ
Изменение структуры и географии ВЭД
Сокращение импортного грузопотока из ЕС, включая технологическое оборудование и продовольствие
Сокращение объемов международных автомобильных перевозок на европейском направлении
Повышение значения портов России в перевалке продовольствия и сырья для его производства из развивающихся стран, увеличение грузоперевозок из Китая наземным транспортом
Наращивание грузопотока между странами Евразийского союза
Рост объема внутренних перевозок ж/д и автомобильным транспортом (в среднесрочной перспективе, по мере реализации программы импортозамещения – итого изменение маршрутов и усложнение цепочек поставок - повышение спроса на комплексный аутсорсинг ВЭД.
Прогноз роста рынка ТЛУ
Темпы роста рынка ТЛУ прогнозируются существенно ниже уровня инфляции на фоне сокращения грузовой базы и отрицательной динамики грузооборота
•Слабо отрицательная динамика стоимостного объема рынка в 2015 г. связана исключительно с ожидаемым ростом тарифов на грузоперевозки ж/д транспортом (до 10%) и сохранением относительно высоких темпов роста в сегменте складских услуг и экспресс-доставки.
•Наиболее пострадавший сегмент – автомобильные перевозки (сокращение на 15-20% в 2015 г. по сравнению с 11% в 2009 г.)
•Уход с рынка слабых игроков в условиях падения спроса и перенасыщения транспортно-логистического рынка предложениями услуг
•Стратегическое направление – освоение рынков Евразийского союза, формирование новых потоков за счет упрощения процессов таможенного оформления и ликвидации законодательных барьеров
•Формирование современных компетенций в логистике как приоритетное направление повышения экономической эффективности и устойчивости в условиях кризиса
Первоочередные направления по развитию рынка ТЛУ в условиях экономической рецессии
1. Организация цепочек поставок, интеграция бизнес-процессов с целью минимизации издержек и повышения производительности труда, реализации эффективной логики ценообразования и получения прибыли на российском экономическом пространстве
2. Углубление экономической интеграции и освоение рынков Евразийского союза и прежде всего Казахстана, снижение логистических затрат внутри цепочек поставок за счет упрощения процессов таможенного оформления и ликвидации законодательных барьеров
3. Разработка новых маршрутов и схем доставки грузов при экспорте/импорте на азиатском направлении, комплексная логистика ВЭД
4. Комплексное управление качеством, применение технологий на основе концепции «точно в срок» и внедрения системы быстрого реагирования на запросы потребителей
5. Повышение требований к навыкам и квалификации специалистов в сфере логистики
6. Стратегическое сотрудничество, партнерство, распространение лучших технологий и практик в логистике
7. Формирование инфраструктурной сети логистики: количество, размеры и географическое расположение мощностей, используемых в логистике, непосредственно влияют на уровень и издержки обслуживания потребителей
Автор:
Симонова Л., главный аналитик Департамента консалтинга РБК, заместитель председателя комитета по логистике ТПП РФ
Источник: РБК.research